Всем привет!
За время своей трудовой деятельности я трижды создавал предприятия "с нуля". Вот рассказ о первой такой организации.
Это было самое начало девяностых. Я тогда работал главным инженером одного из дорожных управлений в Питере. И мне предложили должность начальника управления того же профиля в соседнем районе. Согласился, особо не раздумывая. Долгое время я исполнял обязанности выбывшего из-за травмы начальника. А когда он вернулся, работать вторым лицом уже не хотелось.
В соседнем районе выделили участок, захламлённый строительным мусором и полуразвалившимися деревянными постройками. С прошлой организации дали в долгосрочную аренду с отсрочкой платежа вагон-бытовку и тротуарный каток двойку. Вот и вся техника.
Поначалу транспорт для выполнения работ брал в аренду. Занимались текущим ремонтом и содержанием дорог. На полученную прибыль в первую очередь огородил территорию забором, в вагончике поселил бомжей для охраны. И сколотил первую рабочую бригаду. Потом состав предприятия пришлось менять несколько раз, пока не сложился постоянный коллектив. Рабочим я до сих пор благодарен и старался платить им хорошую зарплату. Что говорить, если у многих зарплата была больше моей.
Понемногу стал раскручивать предприятие. Приобреталась необходимая техника и транспорт. И уже началось строительство базы из красного кирпича. Помощи ни на районном, ни на общегородском уровне тогда не было никакой. Но и палки в колёса на вставляли. Относились с пониманием, что предприятие создаётся с нуля. Хорошие знающие начальники были тогда во главе питерского головного объединения, да и на районном уровне тоже.
Но для развития предприятия финансов не хватало катастрофически. И ещё одна извечная проблема - сезонность дорожных работ. Как закрепить на предприятии хорошего рабочего, если зимой работы не производятся. Обычно на зиму людей отпускают в неоплачиваемый отпуск, оставляя одну-две бригады на содержание дорог. Я решил эту проблему вот как.
Одновременно с нами в районе решили создать и садово-парковое хозяйство. Ничего у них не получилось, и я предложил присоединить садовников к моему предприятию. Районное начальство охотно согласилось на это.
Теперь дорожные рабочие были заняты круглогодично, поскольку санитарную вырубку производят зимой. Как говорят опытные садовники, зимой деревья спят, поэтому им не больно.
Вот так вместе с садовниками дорожники и основали рабочий костяк предприятия. И наши самосвалы уже не оставались зимой без работы. Да и садово-парковые работы тоже не были бесплатными и приносили на предприятие доход.
Особенно это помогло, когда я получил лицензию на реставрацию памятников садово-паркового искусства. Там расценки на порядок выше, чем в СПХ.
Оставалась ещё одна сфера внешнего благоустройства - Спецтранс. По части механизированной уборки дорог. Эту сферу нам никак не хотели отдавать.
Опыт работы по мехуборке у меня был до этого в областной организации Ленавтодора. Для производства работ в счет собственной прибыли купили машины КДМ и самосвалы КАМАЗ. Дорожная техника тоже оказалась не лишней. Но головное питерское предприятие СПЕЦТРАНС с большим недоверием отнеслось к этой затее.
Той зимой зарядили многодневные снегопады. И с Питера приехали с проверкой нашего содержания дорог. Вердикт проверяющих был таков: Если они так убирают дороги, у нас претензий к их работе нет. И стали нормально финансировать эту деятельность. А до того песко-соляную смесь мы готовили в основном за свои деньги.
Кроме основного производства развивал и другие направления. Создал швейную мастерскую, которая не только изготавливала спецодежду для своих рабочих, но и для других питерских предприятий нашего профиля.
Вот одна из рабочих бригад треста в спецовках собственного производства.
Кроме того, было создано общестроительное производство с рабочими строительных специальностей и собственным проектно-сметным бюро. Для этого даже приобрёл автокран Ивановец. Строители были заняты на строительстве собственной базы и выполняли заказы сторонних организаций.
Для проектировщиков выделил светлое просторное помещение. Вот они за работой.
Открыл три магазина различного ассортимента. С приходом садовников предприятию досталось и здание, которое служило им базой. Здание находилось в плачевном состоянии. Взял его на баланс, произвели ремонт и сделали к нему пристройку. И этот магазин, как и два других, тоже давал доход. На фото тот самый магазин "Садовник" в центре города.
Так что организация уверенно шла в рост. О нас заговорили в СМИ, называли правофланговыми. На тот момент это было единственное предприятие в России, объединившее все направления внешнего благоустройства.
К нам приезжали за опытом из других областей России. Были представители из ФРГ с предложением совместного пилотского проекта.
Прослышал про нас и губернатор и решил посетить предприятие. Приехал он к нам в район и по другим делам, а к нам обещал заехать на обратном пути.
Мы вылизали территорию и ждали у ворот высокое начальство чуть ли не с хлебом-солью.
Но не дождались. Глава администрации позвонил и сказал, что губернатор извиняется, что не смог приехать. Торопился вернутся в Смольный.
Настолько мне это стало обидно, что я сгоряча сказал: Теперь если он захочет к нам приехать, пусть трест берёт штурмом - ворота не откроем.
Похоже, что нашёлся доброхот, который передал мои слова по инстанции. Потому как почти сразу предприятие из правофлангового превратилось в отстающее левофланговое.
Первым делом отрезали финансирование за выполненные работы. Мы выполняли работы, но денег за это не получали ни рубля.
И сразу заслали заказную налоговую проверку. Она насчитала недоимку на 6 миллиардов рублей. Половину их претензий мы отбили в суде. А оставшиеся 3 млд вполне могли оплатить. Но государство нам было должно вдвое больше. А взаимозачёты были запрещены.
Этим были решены две задачи. Поставили организацию на грань выживания и дискредитировали меня как директора. Мол в тресте так хорошо живут и развиваются, потому что не платят налоги.
Был и ещё один способ надавить на нас с помощью ГАИ. Почти сразу за воротами каждую машину и механизм проверяли гаишники. Понятно, что они и к столбу найдут, к чему придраться. Письменно поставил в известность администрацию, что если это не прекратится, ни одна машина на линию не выйдет. Таким образом, и этот вопрос был решён.
Я никогда не отказывал в помощи нуждающимся. И благодарственных писем от школ, Дома ребёнка, Московского патриархата и районной администрации накопилась целая папка. Вот только одно из них.
А это Серафимо-Дивеевское подворье. При Советской власти в нём был склад. Трест ежемесячно помогал его восстановлению деньгами, стройматериалами и рабочими. Теперь это действующий Серафимовский Храм.
Чтобы развенчать эти добрые дела, по городу пустили слух, что делаю я это для того, чтобы попасть в депутаты.
Для развала предприятия нужен ещё один немаловажный аспект - создать внутри пятую колонну. В связи с этим вспоминаю своё сорокалетие. Устроил для коллег небольшой фуршет. И во время застолья несколько ИТР спели в мою честь песню:
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы, жить!
С нашим атаманом не приходится тужить!
Это мы про вас, - льстиво заметили мне. Вот эти льстецы и стали основой пятой колонны.
Я соврал, когда сказал, что помощи нам не было никакой. Когда мы уже твёрдо стояли на ногах, Смольный выделил на развитие предприятия 6 млн. рублей. Тогда это была цена одного самосвала ГАЗ. А у нас основных средств в построенных своими силами зданиях и приобретенных за свой счёт механизмах было не меньше, чем на два миллиарда.
И вот теперь большая комиссия приехала проверять, куда я потратил эти 6 миллионов. А не украл ли? Я построил на территории технику и показал им. Комиссия согласилась, что их деньги пошли на дело.
Здесь надо пояснить, что Волги мы закупили по просьбе администрации. У них была только одна машина для мэра, а заместителей и начальников служб было несколько. Вот мы и выделяли им эти машины по заявкам. Это приносило дополнительный доход.
Обложенный со всех сторон, целый год я ещё сумел продержать предприятие на плаву, ни разу не задерживая зарплату. Помогло наличие дополнительных сфер деятельности. Кроме того, хоть и с большим дисконтом, продавал дебиторскую задолжность.
Но в конце-концов ушёл оттуда в частный бизнес. Какое-то время жил на пособие по безработице. А потом поднял ещё одно предприятие с нуля. И там я работал уже не на государство, а на себя. И зарплата у меня стала на порядок больше.
Добавлю только, что после моего ухода, под благовидным предлогом были сняты с постов и мои вышестоящие недоброжелатели.
Но Бог им судья, да и мне тоже. Всем удачи!
P.S. Это были лихие девяностые. Так что в то время имели место бандитские разборки и бандитские наезды на предприятие. Об этом я тоже расскажу в следующей главе.