Фильмография Клинта Иствуда – настоящая энциклопедия истории кинематографа. Мелодрамы и комедии, историческое кино и вестерны, триллеры и боевики – легендарный актер и режиссер воздвиг себе нерукотворный памятник таких масштабов, что современные звезды вынуждены топтаться у его подножья, не рассчитывая дотянуться даже до подошв великого мастера. Несмотря на свой преклонный возраст (да продлятся дни многоуважаемого Клинта), Иствуд продолжает творить. И нельзя сказать, что новые его работы хуже предыдущих, просто некоторые усилия имеют свойство достигать пика, а затем двигаться по нисходящей. Вот об одном таком аспекте таланта голливудского колосса сегодня хочется поговорить.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Протяженная актерская карьера Иствуда подарила зрителям немало замечательных работ Клинта в жанрах триллера, вестерна и боевика, но даже для столь физически подготовленного человека экшн в какой-то момент стал в тягость. К концу 80-х актер всё меньше стал соглашаться на роли, требующие от него бега и прыжков, и всё чаще делал выбор в пользу работы по другую сторону камеры. Последним полновесным боевиком Иствуда смело можно назвать "Новичка" 1990 года, в котором мэтр выступает наставником всё еще молодого Чарли Шина, но лента тогда получила низкие оценки публики и жесткую критику прессы – жестокость, грубость и прямолинейность героев Клинта из 70-х в 90-х работать перестали.
Для Иствуда провал "Новичка" проблемой не стал – он тут же закрыл эту брешь "Непрощенным", да так, что на годы вперед установил недосягаемую планку качества для всех, кто хочет попробовать себя в жанре вестерн. Возраст всё сильнее давал о себе знать, но матерый актерище нашел лазейку – надвигающуюся дряхлость он поставил на службу своим персонажам. Где-то это сработало отлично, как в уже упомянутом "Непрощенном", где-то оказалось выстрелом в молоко, как в финальном фильме о Грязном Гарри "Список смертников", но выхода у Иствуда не было – хочешь продолжить быть в прицеле камер, соотноси свое состояние с требованиями к герою и сюжету.
Именно предельно честное отношение к будущему своему персонажу позволило Клинту Иствуду крайне точно вписаться в атмосферу и сюжет ленты Вольфганга Петерсена "На линии огня". Годы главного героя здесь – не просто формальная строка в резюме, возраст тут становится неотъемлемой частью характера, важным фактором обретения опыта, существенной деталью развития отношений с антагонистом. Другими словами, в "На линии огня" идеально совпали желание и возможности Иствуда, Клинт оказался в самом комфортном для себя положении за последние годы, и кино получилось, поэтому странно, что про него сегодня так редко вспоминают.
В картине Петерсона Иствуд исполняет роль агента секретной службы, на чью смену пришлась знаменитая трагедия в Далласе. Прямой вины Фрэнка Хорригана в гибели Джона Кеннеди, разумеется, нет, но давление того провала сломало карьеру телохранителя первого лица. Спустя 30 лет Хорриган снова оказывается на краю, когда под угрозой оказывается жизнь нового президента США – у героя наконец-то появляется путь к искуплению назначенной самому себе вины. Хотя ленту правильнее классифицировать как триллер, в ней нашлось место и перестрелкам, и погоням – именно в этих боевых эпизодах возраст актера выходит на передний план, но не мешает, а помогает зрителю принять образ. Вспомните задыхающегося Хорригана, сопровождающего лимузин главы государства – зрелище жалкое, но пронзительное!
Важно понимать, что на съемках "На линии огня" Иствуд выполнял только актерские обязанности – это одна из последних картин в его карьере, в которой он не был режиссером или продюсером. Это означает, что Клинт полностью полагался на чутье и задумку Петерсона, мог отпустить ситуацию и плыть по течению полностью перевоплотившись в своего героя без необходимости после каждого дубля выбегать из кадра и идти отсматривать полученные пленки. Не то чтобы такой ритм был для Иствуда проблемой, просто в "На линии огня" чувствуется органичность характера, облика и актерского наполнения Фрэнка Хорригана. Это добавило искренности и отношениям главного героя с персонажем Рене Руссо – Иствуд умеет, если надо, в романтику, но тут и романтика особенная, "стариковская".
Концовка ленты, при всей своей неказистости – сейчас такое публике, конечно, уже не продашь – дарит самые теплые ощущения. Для героя было важно преодолеть ограничения, которые накладывают возраст, физическая форма и психологические проблемы, и в итоге выйти победителем из схватки с более молодым соперником. В этом есть особое сладкое удовольствие – и на этом Иствуду, конечно, надо было ставить точку, но десять лет спустя звезда века ХХ-го зачем-то захотел задать жару в новом тысячелетии. "Кровавая работа", в существенной мере так же эксплуатирующая возраст и кондиции актера в прокате провалилась и заслуженно нахватала от критиков "минусов" – Клинт был уже слишком стар для всего этого.
В XXI веке вышло 18 полнометражных картин за авторством Клинта Иствуда. Во многих он сам исполнил ведущие роли, в некоторых даже снова держал в руках ружье или пистолет. Но, слава кинобогам, у легенды вестернов и полицейских триллеров хватало такта и чувства стиля, чтобы больше не устраивать стрельбы и драк. Всему свое время, и годы, проведенные с оружием в обнимку ушли для Иствуда безвозвратно. Хорошо, что они были, хорошо, что на их пике возник Грязный Гарри, хорошо, что финальным аккордом ровно 30 лет назад прозвучала "На линии и огня", и хорошо, что актер и режиссер всё еще жив и творит. Это тоже я считаю магией кино...
Впереди у нас еще несколько важных круглых дат, поэтому умилительных юбилейных текстов на канале в ближайшее время будет несколько больше обычного, но я постараюсь чередовать их с традиционными рубриками о новом, современном, актуальном. Заглядывайте регулярно к Киноведу в штатском – здесь и в телеграме мы делимся самыми искренними оценками, воспоминаниями и размышлениями о кино и сериалах. Будет интересно и познавательно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, уважайте возраст, и...
Увидимся в кино!