В себе готовности платить ребенку за дополнительные занятия не ощущаю. Как заставить его дополнительно заниматься, не знаю. Какой-то полный тупик. Муж как-то вяло предложил сына выпороть, но я же понимаю, что это он от растерянности и непонимания, что происходит.
Из рабочего процесса:
Сын в этом году закончил седьмой класс. Очень средненько закончил. Четвертные отметки, бывало случались, и ниже трех был средний балл. Например, по геометрии весь год к концу четверти отметка колебалась от 2.7 до 2.9. Слава Богу, год закончили без двоек. В классе несколько ребят остались на осень, в основном с той же геометрией и алгеброй.
Я нашла репетитора на лето, предлагаю сыну. А он считает, что у него все в порядке с академической успеваемостью – двоек нет. Каникулы ему положены для отдыха. Он против моих посягательств. Если мне так хочется, я могу за отдельную плату настаивать на репетиторе. Вот Андрею, например, одному из его оставленных на осень одноклассников, родители платят, чтобы он занимался и пересдал в августе математику. Это же логично, - развивает свою мысль сын, - они позориться в школе не хотят. Они так и сказали ему. А Андрей не позорится, ему по фиг.
Я свернула разговор, потому что не нашла, что ответить. В себе готовности платить ребенку за дополнительные занятия не ощущаю. Как заставить его дополнительно заниматься, не знаю. Какой-то полный тупик. Муж как-то вяло предложил сына выпороть, но я же понимаю, что это он от растерянности и непонимания, что происходит. Если до 14 еще ни разу не выпорол, теперь точно этого не сделает.
Сложившаяся ситуация, на мой взгляд, уходит корнями в разрешение вопроса: чем является для ребенка обучение в школе – правом или обязанностью? Если это право, то ребенок стремится воспользоваться им на полную катушку, выжать из обучения максимум возможностей. Если это навязанная обязанность, то ее с не меньшим упорством ребенок стремится избежать. Довольно часто детям говорится о том, что школа – это их работа. В таком случае возникновение вопроса о зарплате – это лишь вопрос времени.
Ваш сын, судя по его академической успеваемости, отбывает время в школе. Причем делает это, на его взгляд, вполне эффективно. Он усвоил правила игры: чтобы к тебе не было претензий у школы, ты не должен скатываться ниже 2.6. Тогда тебя без проблем будут аттестовывать, переводить из класса в класс и вообще цепляться к тебе не будут. Сын четко соблюдает правила – у него нет ни одной четвертной двойки. Он балансирует на краю, но не заваливается. Это отражает его представления о взаимоотношениях со школой.
Ваше предложение для него – как гром среди ясного неба. Он успешно завершил учебный год – какие могут быть дополнительные занятия? Если мама так хочет и настаивает, они могут быть, хорошо, но за дополнительную плату. В системе представлений сына – это не Вы заботитесь о нем, нанимая репетитора, это он делает Вам одолжение – соглашаясь на эти занятия, потому что репетитор нужен для Вашего спокойствия, с сыном и так все в порядке. Сын, цитируя печально известного Андрея, исподволь вводит и свою позицию – «по фиг», то есть остаться или не остаться на осень или с задолженностью пойти в следующий класс, для него значения не имеет.
Что делать?
Пороть уже поздно.
А вот искать индивидуальную образовательную траекторию – нет. Для этого стоит поговорить с ребенком о том, чего он хочет. В основной школе осталось учиться два года. Что дальше? В десятый класс, если не будет рывка в развитии интересов и успеваемости, смысла особого нет. Школа не имеет права отказать любому ребенку, сдавшему на положительные отметки ОГЭ, но есть ли в этом личностный смысл – вопрос открытый.
Вместе посмотреть колледжи по интересующим специальностям: какой средний балл, условия обучения, перспективы профессионального становления.
Что еще нужно для осуществления желаемого: курсы, активности, поддержка?
Обсудить персоналии из ближайшего окружения, недавно осуществившие профессиональный выбор: кто доволен, кто недоволен, чем и почему.
Возможно, в ходе таких разговоров сын поймет, что геометрия ему нужна. Тогда занятиям быть и эффекту от них – тоже. В противном случае – даже если Вы наймете математика, от саботажа будет уйти очень сложно. К этому нужно быть готовым.
Анна Бердникова