Найти тему
записки зубного детектива

Учили ли студентов-стоматологов в СССР лечить зубы без анестезии

“А скажите, пожалуйста, Эмиль Гургенович, как обучали студентов-стоматологов — так и лечить зубы без анестезии? И уже даже боюсь спросить — а как лечили зубы стоматологи себе и коллегам?»

Конечно же, никто не учил студентов лечить без анестезии. Мы изучали разные виды анестезии и даже тренировались друг на друге, когда с третьего курса начали проходить практику на терапевтической и хирургической стоматологии.

Себе и коллегам мы лечили зубы по большей части под анестезией, если только это не был какой-то совсем уж безболезненный поверхностный кариес (хотя эмалево-дентинная граница — штука чувствительная и иногда даже самый поверхностный кариес может быть очень даже чувствительным).

Но потом, с приходом в районную поликлинику, сталкивались с суровыми буднями и жестокой действительностью.

Причин, по которым в те времена лечили без анестезии, было довольно много, как объективных, так и надуманных.

Из объективных — банальное отсутствие обеспечения. Шприцов одноразовых тогда не было вообще, а иглы к многоразовым были в таком загнутом крючком состоянии, что ими можно было рыбу ловить. Выдавали иглы по счету и так мало, что их приходилось беречь, а стеклянные шприцы время от времени лопались, покрывались трещинами и приходили в негодность.

Новокаин в больших городах был всегда, а вот чуть дальше его вечно не хватало. Да и там, где он был, его все время пытались пустить куда-нибудь налево. Коррупция была всегда, в то время тоже. Врачам хотелось заработать, а потому за укол просили рублик в карман. А чтобы кидали охотнее, создавали искусственный дефицит даже там, где его не было, а новокаином можно было умываться по утрам.

Но даже не это было главным. Большую роль играло абсолютно неоправданное разделение труда. Врачи-терапевты, которые лечили зубы, не имели права делать уколы (им шприцы в руки никто не давал), анестезию делали врачи-хирурги. Но вот беда, чтобы попасть к хирургу, нужен был талончик, а они кончались обычно в течение первых десяти минут работы поликлиники, т.к. на улице толпа собиралась за час-два до открытия.

Я сам работал в интернатуре хирургом и помню, что всего было 30 талонов на смену, а мне хватало полутора часов, чтобы принять 30 человек. Дальше можно было идти пить чай в ординаторскую и вылезать оттуда, только если терапевт привел за руку пациента и сунул тебе рублик в нагрудный карман, шоколадку в боковой или бутылку в сумку.

Представьте, у терапевта отведено 20-30 минут на лечение человека по номерку, а он посылает его к хирургу на другой этаж делать анестезию. Пациент уходит и может простоять в очереди полчаса и даже больше. А если нет номерка, то это и вовсе бессмысленное мероприятие, только время потеряет и вернется без укола. Станет в такой ситуации терапевт посылать пациента к хирургу? Конечно, нет! Эдак весь прием пойдет наперекосяк, будешь потом пациентов задерживать на полчаса, они побегут жаловаться заведующему, а заведующей прибежит тебе вставлять, и это будет вовсе не укол.

-2

Еще одной весьма дебильной причиной была странная уверенность, что с анестезией лечить нельзя, т.к. врач может проделать дырку в корне или выйти за пределы его верхушки, не заметив этого. А вот если пациент в полном сознании, то он начинает орать от боли и терапевт понимает, что делает что-то не то. Этот клинический бред настолько прочно вошел в сознание советских врачей, что есть люди, до сих пор придерживающиеся этой абсолютно безграмотной версии.

Думаю, что и гинекологов никто никогда не учил делать аборты без анестезии, но они почему-то их делали десятилетиями. Спросите их, почему.

«Я не в курррсе!» (с)

Записки зубного детектива