Найти тему
Leadbelly

“Парк Горького”: переоцененная советская группа

“Парк Горького” в классическом составе. Источник: vk.com/@rezh_city_online
“Парк Горького” в классическом составе. Источник: vk.com/@rezh_city_online

“Парк Горького” были осознанно карикатурным продюсерским проектом, сделанным на экспорт, какое-то время выезжавшим на штампах о Советском Союзе и сдувшимся так, что этого ровным счетом никто не заметил. Их принято называть самыми успешными на Западе из наших поп-рок-артистов. И по факту они такими и были, если судить по попаданию в Billboard.

Но если начистоту - что там происходило на самом деле? Хитрец Стас Намин решил как следует поэксплуатировать перестройку на Западе. С его ВИА “Цветы”, созданным еще при Брежневе, сделать это было невозможно. А вот с коллективом, сбацанным в горбачевском 87-м из тех же, правда, музыкантов (исключая Носкова) по образу и подобию Bon Jovi и с псевдосоветским колоритом - вполне. То есть свою функцию - поспекулировать на перестройке - они выполнили.

Участники групп Bon Jovi и Gorky Park. Источник: hairbands.xyz
Участники групп Bon Jovi и Gorky Park. Источник: hairbands.xyz

Конечно, играть Белов, Минков (Маршал) и остальные музыканты умели. Однако ж их популярность на Западе все же была по большей части сфабрикованной. Ничего стоящего, искреннего, настоящего в этом коллективе не было. В Америке на них отреагировали как на вовремя появившийся и качественно сделанный раздражитель “рецепторов” праздного любопытства.

Не обошлось и без нужных знакомств. Я правда не знаю, сколько и чего Намин занес Фрэнку Заппе за то, чтобы тот приложил руку к раскрутке Gorky Park в США. Но так или иначе, группа подписала там контракт и на волне перестройки была некоторое время востребована как этакая экзотика наряду с балалайками и матрешками из бывшей “Империи зла”.

Плакат группы “Парк Горького” 1989 года. Источник: gorkypark-band.ru
Плакат группы “Парк Горького” 1989 года. Источник: gorkypark-band.ru

Ковать железо нужно было, пока горячо. Именно поэтому группа так легко и цинично рассталась с занемогшим вокалистом Носковым, у которого на тот момент, в 1990-м, возникли проблемы с голосовыми связками. А заодно и ушла из-под опеки Стаса Намина, чтобы не делиться еще и с ним.

В Союзе же и потом в России никаких фанатов у них и в помине не водилось. Поздние их концерты посещали здесь из любопытства и благодаря пост-американской PR-поддержке. После того, как в Америке им перестало что-либо светить, музыканты вернулись и нечасто гастролировали по России, причем упор в рекламе их концертов был сделан на “успехе в США” и на невероятном суперкачественном шоу.

Я был на выступлении “Парка Горького” в Москве и чего-либо суперкачественного не ощутил. Они стали одним из коллективов, разогревавших публику на Васильевском спуске перед Red Hot Chili Peppers. Помню, что выступление преподносилось как разовое воссоединение легендарной группы. И там действительно пел Носков - все те же их “Bang” и “Moscow Calling”. Но были ли они легендарными? Нет, они были необоснованно распиаренными. Бодро проорали тогда свои кричалки, воспроизвели свою эту развесистую клюкву перед колоссальным количеством людей, пришедших слушать не их.

Официально группа, по-моему, даже и не распадалась. Они - в еще менее оригинальном составе вместе с Маршалом во главе - даже что-то записывали сравнительно недавно и выпускали клип. Но кому это было интересно?

Не случайно и Маршал, и Белов предпочитают работать врозь. Первый сольно, второй - вместе со своей женой Ольгой Кормухиной. Носков, несмотря на жуткое нездоровье, тоже вот гастролирует один. Яненков и Львов, судя по всему, вообще где-то прозябают. Время все расставило по местам.

Проблема сего невеселого для группы итога - в изначальной переоцененности “Парка Горького”: они слишком переоценивали свое значение и в США, и в нашей стране, но в итоге не пришлись ко двору ни там, ни здесь.

Кстати, в 2022 году Стас Намин собрал новый состав “Парка Горького”. Ожидаемо, ни одного прежнего участника коллектива туда не вошло.