Найти тему
Одиночная палата

Об обороноспособности

С точки зрения обывателя, даже которого помнит советский период истории страны, и не причастного к армии, представления об обороноспособности страны были весьма смутными. Ну, да, есть какая-то где-то армия. По всей стране размещены всякие части, склады, в море ходят военные корабли и подводные лодки, в небе и в космосе летают разведчики, на границах несут службу пограничники. Но о масштабах, количестве, боеспособности можно было только догадываться из телевизора, по газетам, по байкам демобилизованных товарищей.

Со стороны ведь не понятно сколько техники, топлива, банально снаряжения, хранится. Насколько это всё пригодно к использованию. Где оно расположено, у границ или наоборот от греха подальше? Как работают системы ПВО в реальных условиях, способны ли танки и вертолеты действительно отражать ракетные атаки, существуют ли мобильные средства технического обслуживания? Не забыли ли медики как разворачивать полевые госпиталя, готовы ли они оказывать квалифицированную помощь в современных условиях? Работает ли связь, инженерные средства. Носки у солдат есть или портянки надо нарезать?

Более того, непонятно что с экономикой армии. Есть ли возможность заправлять технику и поставлять запчасти? Кормить людей, платить зарплату, лечить, хоронить наконец? Что делать с гражданским населением? Как тушить пожары, отапливать города, менять остекление? В общем триллиард вопросов, даже о приблизительных ответах на которые населению, в общем-то не известно ровно ничего.

Ситуация изменилась в последние несколько лет. Да, до этого тоже были разные конфликты и войны, в которых так или иначе участвовала и наша страна, но они мало могли дать представление об обороноспособности страны в целом. Заваруха, которую устроили натовские ястребы на почве украинского фашизма, начала приоткрывать завесу тайны с где-то 2014 года.

Сперва стало понятно, что украинская армия находится в довольно плачевном состоянии и не может выполнять сколь-нибудь организованные действия. Теперь мы понимаем, что проблема была вовсе не в отсутствии боеприпасов или людей. Ими просто разучились управлять. Собранное на коленках ополчение Донецка и Луганска успешно оборонялось на протяжении восьми лет против "второй по силе" армии в Европе. Не будем сейчас вдаваться в детали о том какое участие принимали российские военные и специальные службы при подготовке ополчения. Важно понимать, что и украинская и российская армия в начале конфликта представляла собой плюс-минус одно и то же. Ну, разве что за исключением того, что может быть разграбить российскую часть советского наследия просто оказалось сложнее. Не успели. С точки же зрения приемов и мастерства управления силами и средствами это просто две половинки единого целого.

Далее началась открытая гонка на предмет кто быстрее сумеет нарастить именно тактический потенциал обеих армий. С одной стороны мы, со своими старыми новыми подходами к модернизации. С другой НАТО, имеющая не выдуманный опыт ведения боевых действий во всех уголках планеты, и что важно, очень сильно распиаренный. И тут становилось немного тревожно.

Первыми к финишу пришли, судя по открытым данным, господа из базы Рамштайн. По крайней мере они так думали. Был назначен день, час и место. С другой стороны, к такому развитию событий были готовы и с нашей стороны. Тоже как думали. Становится очевидным, что ни те ни другие, по факту готовы были не совсем. Тут надо сделать скидку на то, что и у тех и других планы были на более скоротечную "операцию". С обеих сторон открыто об этом заявляют.

Однако, в результате вскрылось страшное. Обороноспособность - готовность к длительным и затратным действиям и у той и у другой стороны отсутствует как класс. Началась истеричная импровизация. Пока выглядит всё это таким образом, что выигрывает не до конца разграбленный стратегический потенциал унаследованный от советских времен. Натовская агрессивная концепция, когда можно решить какой-то вопрос временно накопленными средствами потерпела неудачу. Оказалось, что менее маневренная, но основательная оборонная стратегия на длинной дистанции может быть менее эффективна, но более надежна и устойчива. Равномерное распределение сил дает преимущество в марафоне.

Я не знаток каких-то там тактических нюансов ведения боевых действий, ничего не понимаю в военной технике и экономике и прочем, но в целом понятно, что корректировку на современные технологии обе стороны делают на ходу. Высокоточная артиллерия, управляемые бомбы, беспилотные средства разведки, спутники и новые возможности коммуникаций оказались куда важнее чем предполагали. В том числе невероятно выросли скорость, качество и объем осведомленности граждан о деталях и результатах любых маневров.

Представьте такой конфликт двадцать или даже десять лет назад. Мы, граждане, могли бы рассчитывать только какие-то центральные СМИ или на фрагментарные утечки. В которых, как и век назад так и сегодня, распространяется дозированная и отмеренная информация, мало говорящая о реальном положении дел. Да что там, нынче, я уверен, любой гражданин имеет доступ почти к такому же количеству информации, к которому имели доступ штабы армий времен второй мировой. А может даже и к большему.

Такое длинное вступление мне понадобилось, что бы выдвинуть единственный тезис: страна готова к обороне. Может показаться, что проблем в армии огромное множество, и это скорее всего так, однако все эти проблемы нивелируются одним фактом, который до сих пор оставался за ширмой пропаганды и дезинформации. Когда объективные источники, да и враги указывают на недостатки в оборонном потенциале нашего государства они часто не приводят один важный контраргумент: оборона должна соответствовать угрозам. А угроза на деле оказывается тоже не то что бы могущественная и бескомпромиссная.

За последние пару лет глаза на многие вещи открылись. В том числе на мифическую непобедимость и эффективность натовской военщины. На то что российская армия способна своевременно мобилизовать силы и средства для отражения практически любой угрозы, не предполагающей применение стратегического вооружения. Да в общем, и со стратегическим вооружением, кажется, что всё у нас более или менее в порядке. Опять же по сравнению с тем что могут нам противопоставить враги.

Пару лет назад я бы, например, засомневался в том, что если собрать в кулак всю мощь НАТО и направить удар только на нашу родину, то мы непременно выстоим. Нынче выходит так, что может быть и с большими потерями мы всё-таки сможем измотать и остановить противника. Так же как и в Великую Отечественную. Может быть в других границах и с другими сроками, но теперь уже ясно, что ни Европа, ни штаты не готовы вести широкомасштабные боевые действия с относительно равным по силе противником, несмотря на гигантские затраты на вооружение и превосходящий людской ресурс.

Причем козырем при таком раскладе выглядят именно наши оборонные возможности. Эффективность ПВО и ПРО на поверку оказалась не ниже, а во многом даже выше хваленых западных аналогов. Логистика и инженерное снабжение способны реагировать как оперативно, так и на среднесрочных отрезках. Мобилизация с провалами и перекосами, но в целом прошла успешно. Нехватки в медицинском обеспечении тоже вроде критической не наблюдается. А высокоточное и дальнобойное вооружение эффективно нарушает инфраструктуру и логистику противника. Никаких предпосылок к тому что бы даже при кратном наращивании усилий врага что-то радикально может измениться.

А главное в этом, я считаю, что это всё видят и другие страны, которым НАТО угрожала на протяжении многих лет. Гегемон не всесилен. Гегемон дрогнул. Есть два варианта: либо российская армия такая же мощная, как и рассказы представителей альянса о себе, либо не так страшен черт как себя малюет. Думаю, скорее второе. А значит и условного Китая или Ирана открываются новые переговорные возможности. Да что там, если дела и дальше пойдут по такой же наклонной, не далек тот день когда фиги американским генералам начнут показывать какие-нибудь мексиканцы или бразильцы.

А нам в нашей стране стало не так тревожно жить. Что, я считаю, тоже огромный плюс.