В 2000 году, после возвращения Iron Maiden в обновлённом составе и выхода успешного альбома Brave New World, группе поступило предложение возглавить один из дней третьего фестиваля Rock in Rio.
Это шоу решено было записать и выпустить в виде концертного альбома на CD и DVD, дабы ни у кого не оставалось сомнений в том, что Maiden вернулись.
У меня с Rock in Rio связана личная история, ведь это был если не первый, то точно один из первых рок-концертов, которые я увидел, будучи тринадцатилетним мальчишкой. И не счесть сколько раз я пересматривал это шоу, ставшее моим юношеским эталоном настоящего рок-концерта.
Шестеро взрослых мужиков (на тот момент в среднем 45 лет) мужиков выдавали такой драйв, что я диву давался. Мне десяти минут бега с аэрогитарой хватало чтобы запыхаться, а Яник Герс весь концерт носился с белым стратокастером наперевес, умудряясь ещё при этом играть, а Брюс Дикинсон, с не менее неуёмной энергией успевал и песню петь и шоу показывать. Эдриан Смит и Дейв Мюррей более сдержанны и невозмутимы, Стив Харрис суров и могуч, как и его бас-гитара, а Нико Макбрейн машина по укрощению барабанов.
Брюс:
Когда мы вышли на сцену, я почувствовал себя гончей, которую выпустили на волю из загона. Жара и влажность были просто сумасшедшими, но адреналин выплескивался в кровь в таких количествах, что мои ноги буквально подкашивались, а сердце рвалось из груди наружу. Я бегал, прыгал, пел, снова прыгал – пока не почувствовал, что меня вот-вот стошнит от перенапряжения, а потом… все закончилось. Я был так взвинчен, что даже холодное пиво не помогло. Понадобилось четыре часа, чтобы я смог успокоиться. Обычно после концерта мы вместе пропускаем по пиву и болтаем в духе: Хороший концерт! – Да, точно! Но в то утро мы сидели словно в тумане, будто из костей высосали весь костный мозг. Я никогда не видел никого из нас в таком состоянии, ни до, ни после этого. Зато какое фантастическое окончание тура!
Конечно свою роль сыграл и трек-лист. Концерт венчал тур в поддержку альбома Brave New World, который я тогда, да и сейчас очень люблю, и если ранжировать альбомы Maiden, то он точно в тройке лучших (а The Wicker Man, открывающая шоу - лучшая стартовая композиция Maiden).
На шоу в Рио прозвучало 6 песен из 10 (мне не хватило The Nomad), ну и конечно там была The Evil That Men Do, самая первая песня Iron Maiden, которую я услышал в своей жизни, поэтому вопрос о том покупать этот концертный альбом или нет, даже не стоял.
Ещё один плюс тек-листа, наличие двух песен эпохи Блейза Бейли, а именно Sign of the Cross и The Clansman. Сейчас, к 2023 году, их присутствие в сет-листах уже набило оскомину, но тогда это было доказательством преемственности этапов карьеры группы. Здорово, что наследие альбомом The X Factor (очень его люблю и думаю, что когда-нибудь мы поговорим об этом релизе отдельно и подробно) и Virtual XI не кануло в лету.
И куда же без золотой классики: Fear of the Dark, The Trooper, Iron Maiden, Wrathchild, The Number of the Beast, Hallowed Be Thy Name.
И большей части этих песен подпевает толпа из 250 000 человек, даже через экран чувствуется сумасшедшая энергия аудитории, поэтому я представить себе не могу что же творилось там наяву.
Нико МакБрейн:
Когда мы летели над этим людским морем, я только тогда начал осознавать масштабы происходящего. Когда была дана команда «на старт», я выбросил всё из головы, но где-то в подсознании всё равно шевелилась мысль: «Господи, здесь четверть миллиона человек! Не облажайся!
И они не облажались. А вот кто облажался, так это операторы. Концерт тогда снимался двумя независимыми командами: собственными операторами лейбла Sanctuary Records, готовившими материала для будущего DVD, и бразильским телевидением для трансляции. Как вспоминает Стив Харрис, материалы с записями крупных планом Дэйва Мюррея и Эдриана Смита были просто уничтожены, а монтаж первых трёх песен был настолько ужасен, что даже невозмутимый лидер Maiden был готов плюнуть на всю эту затею.
Не бросил, а взялся за дело сам и, пожертвовав собственным отпуском, которого у него не было три года, Харрис за полгода всё же сделал видео-версию этого шоу.
Род Смоллвуд (менеджер):
Да Стив буквально по кусочкам собрал этот концерт. Каждое движение было синхронизировано с музыкой!
Впоследствии Rock in Rio неоднократно сравнивали с самым первым, уже имевшим статус лучшей пластинки в истории тяжёлой музыки, концертником Maiden Live after Death (1985). Харрис утверждал, что Rio лучше, поскольку в нём вкупе с песнями сошлась исполнительская зрелость коллектива.
Брюс:
Live after Death звучит действительно феноменально. Это великий концертный альбом, однако в нескольких местах запись была подправлена. Мы подтянули гитары, а также вокал на Run To The Hills, ну и мы могли выбирать из трёх вечеров, а Rio это один вечер, один дубль, без переписываний в студии.
Про без переписываний в студии Брюс конечно лукавит, что потом сам и признавал, поскольку Харрис в некоторых местах, где вокалист протягивал микрофон в зал, вставлял куски из прошлых припевов в исполнении Брюса.
Для меня конечно Rock in Rio главнее, чем Live after Death, но это опять же связано, в том числе, с личной привязанностью к тому этому концерту. Ведь смотря его даже сейчас, спустя 20 лет после первого просмотра, в моей душе просыпается тот тринадцатилетний паренёк, который сходил с ума под эти песни.
Спасибо Iron Maiden, спасибо Rio!
Концерт можно как посмотреть, так и послушать)