В сегодняшней заметке речь пойдёт об архитектурных особенностях крестьянской избы Вологодского края, представляющей из себя деревянный дом-двор, где жилая часть объединялась под одной крышей с хозяйственным двором.
В 700 км от Москвы, среди дремучих лесов и между речушек на околице деревеньки стоит брошенный большой дом.
Данная деревня в дореволюционные годы входила в Кирилловский уезд Ромашевской полости Новгородской губернии (после революции Череповецкой губернии). По выписке из «Список населённых мест Новгородской губернии 1907–1913 годов» в деревне значилось 20 дворов.
С 1924 г. деревня с примыкающими соседними входила в сельский Совет. В 1937 г. в связи с образованием Вологодской области сельсовет вошел в состав Вологодской области.
Население сельсовета на 01.01.85 составило 369 человек. На территории сельсовета было расположено 35 деревень.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 октября 1993 г. № 1617 сельсовет был ликвидирован. С этого времени началось постепенное вымирание деревень….
На основе заброшенного дома расскажу об истории северной избы. К XVI веку это была классическая постройка — «изба да клеть, а промеж ними сени». Само слово изба происходит от древнеславянского — истьба, истопка, что означало очаг. Неотапливаемая клеть предназначалась для хранения зерна, а в летнее время как спальня. Позднее, в XVII веке, она превращалась в горницу — чистую комнату.
В документах XVII века можно найти более сорока названий отдельных помещений крестьянской усадьбы: изба, горница, клеть, сени, подсенье, предизбье, мост, подклет, чулан, рундук, хлев, поветь, сенник, погреб, амбар, житница, гумно, овин, мякинница, мельница, кузница и т.д. Со временем изначальное назначение многочисленных помещений менялось и трансформировалось во всем привычные и известные.
По сей день сельские жители часто называют свои избы хоромами. Двор-хоромина в данном случае это двухэтажная изба-двойня, шестистенок, со светёлкой-мезонином. Изба-двойня представляет собой два самостоятельных сруба, плотно прижатых друг к другу и имеющих общие сени и крышу. Сени размещались сзади изб, а за сенями — хоздвор.
Пробираясь через заросли крапивы, заходим в центральное крыльцо дома. Дом из себя представляет одноэтажный рубленый пятистенок, на высоком подклете. При строительстве северных изб полы приподнимались над землёй на 1,5–2 м и нижнее помещение (подклет, подъизбица) обустраивалось для содержания скота, хранения продуктов и утвари, а иногда подклет делали жилым.
В доме тихо, пусто, но очень уютно. А ведь ранее судьбы не одного поколения вологодских сельчан связывала эта деревянная громадина. Об этом свидетельствуют сохранившиеся фотографии.
Сразу после крыльца огороженная от основной небольшая комнатка с кроватью - вероятно это бывший чулан, трансформировавшийся в спальное место.
А это сама горница:
За перегородкой ещё одна комнатушка, служившая спальней.
По другую сторону дома расположены сени. Здесь даже сохранилась лодка. Через образовавшуюся дыру выглянем из сеней наружу.
Отсюда видно, что позади дома расположены ещё постройки. Ныне они современные, а раньше вне дома находились такие хозяйственные постройки, как мельницы, мякинницы (молотильный сарай), амбары (житницы), бани и прочее.
Выбравшись наружу, обращаем внимание на окна, заключённые в наличники простейшей формы (и так по всей деревне). Для северных изб не характерен развитый резной декор, столь часто встречаемый в центральных губерниях.
Рядом расположен одноэтажный небольшой дом:
В этом доме сохранился красный угол. Входящие в избу, прежде всего, обращались к красному углу и осеняли себя крёстным знаменем. Русская пословица гласит: «Первый поклон – Богу, второй – хозяину с хозяйкой, третий – всем добрым людям».
А также русская печь – сердце дома. Печь располагалась обращенная лицом к противоположной стене от входа. От печи над входом к боковой стене настилали полати, на которых спали.
На этом, пожалуй, тему народного зодчества в лице деревянных хором заброшенной вологодской усадьбы можно закрывать. Уходящая история.
Благодарю за внимание!