Это продолжение статьи о детских дневниках девушки с расстройством аутистического спектра. Первую часть вы можете прочесть здесь.
На сей раз героиня статьи анализирует записи, сделанные в возрасте 13 лет:
Первые попытки зафиксировать собственные мысли и чувства не были похожи на «настоящий» дневник – мне понадобилось несколько лет для того, чтобы научиться вести хронику своей внутренней жизни. Как и у многих детей с синдромом Аспергера, моя письменная речь развивалась гораздо лучше, чем устная, и мне до сих пор намного легче общаться по переписке, а не вживую.
Дневник, который я вела в 13 лет, был по сути просто констатацией фактов. До описания эмоций ещё далеко: на смену перечислению предметов приходит перечисление основных событий, отношение к которым выражается пока что кратко, лаконично:
Но помимо обычной для дневникового жанра хроники событий в моих записях можно найти наглядные примеры того, как в подростковом возрасте проявлялись аутичные черты.
Например, составление чётких списков – важная часть структурирования окружающей действительности:
Комментарий автора канала:
В силу особенностей психики люди с РАС сильнее нуждаются в том, чтобы «структурировать окружающую действительность». Например, ребёнок может придавать огромное значение режиму дня (внутреннему или внешнему), определённому порядку, в котором должны находиться вещи, и т.д.
Особенное внимание я уделяла предметам, ассоциированным с темами, на которых я была зациклена:
Комментарий автора канала:
Специальный интерес — термин, который используется в инклюзивной педагогике. Одна из отличительных особенностей аутичных людей. «Специальные интересы отличаются от обычных увлечений своей интенсивностью: они становятся всепоглощающими» (определение журнала «Аутизм — это»).
Пояснения, как и списки, были важны для упорядочения мыслей, я чувствовала (и чувствую до сих пор) потребность всё «разжевать» так, будто бы у моего дневника есть читатель, не знакомый со мной и моей реальностью:
В рисовании тоже проявлялась тяга к тому, чтобы всё структурировать: часто это были схемы, наглядно показывающие устройство чего-либо или какой-то процесс:
Инициатором утренних занятий спортом и уроками были взрослые, я была резко против, но расписание составила, потому что мне было важно отразить в дневнике эту часть своей жизни. Интересно, что никакого отношения к этому я не высказываю:
Я очень долго училась понимать и выражать то, что на самом деле чувствую. Например, здесь я была убита горем, долго не могла прийти в себя, но почему-то не могла признать этого письменно:
Комментарий автора канала:
Одна из особенностей людей с аутизмом – алекситимия, т.е. сложности с распознаванием и описанием эмоций.
Впервые я описываю свои чувства более подробно летом 2008 года:
Ведение дневника по сей день остаётся моей насущной потребностью: это помогает мне привести в порядок голову, перегруженную тем, что для нормотипичного человека является стрессом приемлемого уровня (общение, рефлексия, внешние раздражители – солнечный свет, жара и т.д.).
Комментарий автора канала:
Сенсорная перегрузка — состояние, которое наступает, когда мозг испытывает слишком интенсивное воздействие внешних раздражителей, например, звуков, прикосновений. К сенсорной перегрузке также может привести избыток общения, эмоций, новой информации.
Благодарю за внимание и надеюсь, что информация была полезной!
Не забудьте поставить «Нравится» (если, конечно, понравилось).
Мой адрес в ТЕЛЕГРАМЕ > > > https://t.me/AmazingNeverland
Напоследок – ещё несколько полезных ссылок по теме:
(Не?)чувствительность к боли при аутизме и атипичная асимметрия «аутичного» мозга
У Амели Пулен – аутизм?
Влияние пренатального развития эндокринологической системы плода на раннее поведение ребёнка и предрасположенность к РАС.
Мифы об отсутствии эмпатии у аутистов и их научное опровержение.
Условный язык и некоторые общие особенности поведения аутичного ребёнка.
Аутизм, шизофрения, биполярное расстройство и расстройства пищевого поведения (генетическая предрасположенность)
Переедание при аутизме: пути решения
В описании канала есть также ссылка-навигатор по другим статьям.
#аутизм #аспергер #рас