Найти тему
10,1K подписчиков

Тридцать верст в Коренную пустынь

Крестный ход, когда чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курскую-Коренную переносят из Знаменского храма в Коренную пустынь, собирает десятки тысяч верующих, включая паломников из других городов. Но так было не всегда. В советский период это православное событие подвергалось гонениям, которые имеют весьма непростую историю. Остановимся лишь на некоторых ее моментах во время войны и в послевоенные времена.

   Коренная пустынь. Гравюра XIX века
Коренная пустынь. Гравюра XIX века

В конце 1943 года Иосиф Сталин встретился с тремя влиятельными митрополитами: Сергием (Страгородским, бывшим в то время место-блюстителем патриаршего престола), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). В ходе беседы были положительно решены многие вопросы церковной жизни: об избрании патриарха и Священного Синода, об открытии богословских курсов и церквей, об издании ежемесячного журнала... Спустя месяц по инициативе «вождя народов» был создан специальный орган при Совнаркоме СССР – Совет по делам Русской Православной Церкви, призванный обеспечивать взаимосвязь между Церковью и руководством страны.

Одним из последствий этой встречи было разрешение некоторых традиционных крестных ходов, в том числе из Курска в Коренную Рождества Богородицы пустынь, проводимого в девятую пятницу после Пасхи.

Летом 1944 года состоялся первый ход после 20-летнего перерыва, он был относительно малочисленным – до 2 тысяч верующих. Однако оттепель во взаимоотношениях Церкви и государства сохранялась, и уже в 1948-м число паломников достигло 14 тысяч. Подчиняясь новому религиозному законодательству, священнослужители не участвовали в крестном ходе. Да и пустынь как таковая на тот момент перестала существовать: территорию мужского монастыря занимала школа механизации сельского хозяйства.

Однако хроника последующих крестных ходов в Коренную пустынь – это история все более напряженных отношений между властями и Церковью. Никто официально не запрещал верующим участвовать в них. Но условия максимального противодействия постоянно усиливались, в том числе и со стороны Совета по делам Русской Православной Церкви. Велено было значительно усилить антирелигиозную пропаганду, что и исполнялось на местах. И все-таки, несмотря на созданные препятствия, летний крестный ход 1949 года из Курска был весьма многочисленным – около 12 тысяч человек. В 1950-м и 1952-м – примерно столько же, в 1953–1954 годах даже больше – около 15 тысяч. А 1955-м их число возросло до 20 тысяч.

Чтобы попасть на крестный ход 1955 года, некоторые люди совершили настоящий подвиг: восемь человек пришли из Москвы, один старик добрался за 9 дней пешком из Тулы, еще один весьма преклонного возраста добрел из Тима Курской области. Если ранее богомольцы собирались в основном из соседних с нашим регионом областей, то в этот раз были гости из Смоленской, Саратовской, Пензенской, Рязанской. Верующие задержались в Коренной пустыни на неделю, хотя до этого расходились в первый же день.

   Снимок с самолета центральной части местечка Свобода рядом с территорией монастыря. Фотографию можно условно датировать концом 20-х – началом 30-х годов прошлого века
Снимок с самолета центральной части местечка Свобода рядом с территорией монастыря. Фотографию можно условно датировать концом 20-х – началом 30-х годов прошлого века

Уже после многолюдного паломничества в 1950-м власти решили оградить участок территории ремесленного училища, тем самым перекрыв доступ населения к святому источнику. В следующем году принимались меры, чтобы «все трудоспособное население было занято в эти дни на колхозных работах», также вышел запрет на предоставление ночлега паломникам. В колодец, откуда выходил святой источник, были сброшены огромный камень и куча щебня, но очень скоро кто-то из местных жителей расчистил источник и углубил его.

Когда страну возглавил Никита Хрущев, его линия на полное искоренение религии из сознания советских граждан снова стала одной из преобладающих в идеологии КПСС. 28 ноября 1958 года ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам». 23 апреля 1959-го оно было дополнено секретным письмом №203 от председателя Совета по делам РПЦ Георгия Карпова. Как следствие, 26 января 1959 года исполком Свободинского райсовета депутатов трудящихся принял обязательное решение «О запрещении доступа населения к родникам в бывшей «Коренной пустыни» на реке Тускарь близ местечка Свобода Свободинского района Курской области».

Документ предписывал, в частности, оградить территорию, прилегающую к роднику, который верующие почитали благодатным. Нарушение должно было караться штрафом до 100 рублей или исправительно-трудовыми работами сроком до 30 дней. Среди причин запрещения паломничества указывалось распространение инфекционных заболеваний из-за большого скопления людей. Земельный участок с благодатным родником был передан ремесленному училищу для работ по благоустройству и ограждению этой территории. К концу июня 1959 года основные работы завершились: три водных источника были дренажированы и выведены в реку Тускарь.

Если верить отчету уполномоченого Совета по делам РПЦ в Курской области, в крестном ходе 1959 года участвовали около 200 паломников. Никто из них к источникам не попал, так как территория была огорожена и охранялась.

Вплоть до распада СССР паломничество в Коренную пустынь полноценно так и не возобновилось. К весне 1960-го весь участок с источниками был выровнен, огорожен каменной оградой, засажен деревьями и кустарниками. Ежегодно в пустынь приходили крестным ходом редко более 20 человек. Возрождение благочестивой традиции произошло только 15 июня 1990 года, вскоре после передачи Коренной пустыни епархии.

Подготовил Виктор КРЮКОВ, использован материал Т. Н. Арцыбашевой «Православный Курский край» и другие источники

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1498/new/018375/.

Архив статей газеты ~ № 27 (1498) 4 июля ~ 2023 год.