Про всякие ляпы и недочеты в разных приемах, которыми сейчас забита Сеть, я уже не раз писал. Найти еще примеры не составит большого труда. Но сейчас поговорим о причинах этого беспорядка.
Собственно, все демонстрируемые приемы в той или иной степени обладают тремя качествами: приемы нерабочие, рискованные и неоптимальные.
Нерабочие приемы – основаны на бестолковости противника. Вернее чела, который должен изображать противника, а по факту играет роль безоропотной куклы. Атакующий действует не логично с точки зрения боевой тактики, пассивен, медлителен, зависает на паузах. И главное – он изначально не дотягивается до Защищаегося. Так что Защищающийся чувствует себя на вершине превосходства.
Рискованные приемы – изначально считается, что противник способен только на одну атаку, причем вполне себе прямолинейную и тупую. Потом он зависает на некой паузе. Защищающийся выполняет противоприем, который не учитывает дальнейшие действия Атакующего. Из-а этого Защищающийся просто подставляется под потенциальные удары и захваты Атакующего.
Неоптимальные приемы – здесь много лишних движений и есть потеря драгоценного времени.
Вот давайте посмотрим:
https://dzen.ru/video/watch/64a56673ec79220d14fbfa2a?t=3
Я специально взял себе задачу по сложнее. Здесь на ролике все выглядит очень красиво и эффектно. Прикопаться к чему-то не просто. Смотрим прием с 8-й секунды. Прежде всего, здесь изначально нерабочая ситуация. Кто и зачем в наше время будет хватать соперника за горло, да еще на вытянутых руках? Это драка или возня клоунов? За горло хватали в конце 19-го, начале 20-го веков. Тем более удушающий прием и сейчас остался в арсенале, но у него есть небольшой секрет, который не позволяет защищающемуся сбросить с захвата руки. Ну, да ладно. Идем дальше. Дальше удар ногой куда-то в пах. Вроде как нормально и логично. За исключением того, что такой удар лишен смысла. Потому что на тренировке нападающий вытянул руки в захвате и замер на месте. В реальном бою он будет лететь вперед, стараясь опрокинуть защищающегося. То есть вот у нас на лицо неработающий прием.
Идем дальше. После удара ногой защищающийся поднимает голову атакующего своей рукой, а это уже второе движение. А затем делает шаг вперед и подножкой валит атакующего – это уже третье движение. Хотя прием надо стремиться уложить в одно движение. К тому же атакущий шел вперед и наклонялся вниз, получив удар ногой, а мы его своим приемом поднимаем вверх, а потом еще и толкаем назад. Вот на вас катится неуправляемый железнодорожный вагон. Можно просто перевести стрелки, чтобы он укатился в сторону, а можно пытаться его тормозить, а потом отталкивать от себя. Чувствуете разницу? Это и есть прием неоптимальных движений.
Кстати, к чему приводит неправильное изучение приемов? На 57-й секунде маленький мужичок пытается провести прием от захвата за шею здоровяка. И, естественно, практически безрезультатно вязнет, не добившись успеха. Тем более, есть вас хватают за шею, то не для того, чтобы приласкать, а чтобы задушить или кадык раздавить. А тут маленький мужичок начинает городить огород из двух громоздких движений, старательно поедающих время. А должен был сработать в одно скоростное движение, чтобы нейтрализовать захват. Да и сам учитель против этого захвата показывает аналогичную ерунду, рассчитанную на неподвижного атакующего.
О захватах и противодействии им наверное стоит поговорить отдельно, а мы вернемся в нашей теме. Так в чем причины создания и изучения неудачных приемов?
Причина проста – недостаточная квалификация тренеров. Всякие спортсмены и бойцы – это не люди, сильной чертой которых является интеллект. Это пилоты самолетов, но не их создатели. Поэтому, на самом деле, серьезная подготовка – это там, где разработкой методик занимаются специальные люди с особым образованием и некими талантами. Интеллектуальные бойцы есть, но это большая редкость. Так сказать, штучная работа.
Так вот, упрощенно существует три вида боя. Рукопашный бой, фехтовальный бой и невидимый бой. Это не просто три вида, на самом деле это три уровня боя. Самым низшим является рукопашный бой. Суть рукопашного боя – разгоряченные, разъярённые бойцы бросаются друг на друга как бойцовские петухи. Бьют, душат, кусают, изо всех сил яростно атакуют противника. Такой бой быстро сводится к ближней дистанции. Удары переходят в захваты и падение на землю. Боксеры повисают друг на друге – это рукопашный бой. Вольный борец проходит в ноги – это рукопашный бой. Болевые джиу-джитсу – это рукопашный бой. Тайский бокс – это рукопашный бой.
Рукопашный бой – это яростный напор, жесткость, жестокость, стремление задавить и победить противника. Вот когда речь заходит о драках, то все говорят, что реальная драка длится 2-3 секунды. И там не надо знать много ударов или какой-то техники. Да, так и выглядит рукопашный бой. Тут можно брать в руки палки, камни, бросать песок в глаза, бить ножом. Никаких ограничений.
И подавляющая масса приемов, которые мы можем лицезреть – это приемы именно для условий рукопашного боя. Они рассчитаны на то, что противник атакует незамысловато, гарантировано сближается. Поэтому и разрабатываются приемы для условий, когда противник очевиден, понятен, а главное, доступен. А в чем проблема?
С точки зрения теории боевых искусств, что важно в таком уровне боя? Важно, что рукопашный бой – это достаточно прямолинейная атака противника, приводящая к бою на ближней или сверхближней дистанции. А бой на ближней дистанции обладает некой важной характеристикой. Противник в зоне доступности, а значит его надо как можно быстрее забить градом ударов или заломать, задушить скоростными приемами борьбы. Противник тоже жить хочет, поэтому будет делать тоже самое. В итоге получим мясорубку. Кто кого перемолет, кто кого переломает.
Поэтому метод ведения ближнего боя – это умение создавать мясорубку. Второй момент – важно самому не попасть под мясорубку. Поэтому в ближнем бою и играет роль такая техника как уход с линии атаки. Это как в боксе прием «циркуль». Надо стараться смещаться к правому или левом плечу противника. Потому что для мясорубки самые лучшие условия – это расположение противника фронтально.
Если нет возможности смещаться к боку противника или просто не успели, то не стоит забывать о вращении корпусом туда-сюда по горизонали, периодически поворачиваясь к противнику то одним, то другим боком. И все это при работающей собственной мясорубке.
На самом деле техника ближнего боя вещь довольно сложная. В ней очень много рисков, и главная задача – это убрать риски, а не осваивать избиение скучно стоящей куклы перед собой.
Второй вид боя – фехтовальный. Это очень редкий вид боя, хотя и не неизвестный. Другое дело увидеть толковый фехтовальный бой – это редкость. Его суть проста. Это игра дистанцией, маневрирование. Руки и ноги – это как клинки. И в бою прежде всего надо и вывести из строя или отбросить в сторону руки и ноги противника, и только потом атаковать саму тушку.
При таком бое драка уже не закончится за 2-3 секунды. Потому как на любую попытку противника атаковать, особенно на первую попытку, «фехтовальщик» просто отскакивает назад. И за время, пока атака нападающего проваливается в пустоту, оценивает характер действий противника. А затем, продолжая играть дистанцией и маневром, выманивает руки и ноги противника на себя. И разбирается с ними. А еще в фехтовальном бое очень много финтов, обманок и мгновенных атак открывшихся частей тела противника.
При таком характере боя все известные приемы самообороны вянут как современные цветы из цветочного магазина за углом. А вот фехтовальный бой очень сильно минимизирует риски. Противник атакует рукой – «фехтовальщик» просто отбивает руку, стараясь ее повредить или далеко отбросить. Поэтому он ничем не рискует, не боится нарваться на неожиданный прием. В случае любых непоняток, он просто отскакивает назад и опять тоже самое. А если противник ломанется лосем вперед? Так никто не отменял мневрирование влево-вправо с одновременным встречным ударом.
Фехтование также в достаточной степени свободно от неоптимальных приемов. Потому что оно любит филигранную точность, при том, что противника надо переиграть на финтах и скорости. Здесь задача поймать момент и проткнуть или разрубить противника одним ударом.
Есть и еще важный момент. Борцовские приемы тоже могут быть фехтовальными. Но это не возня с противником в обнимку. А бросок или толчок противника в одно движение. Ну самый максимум в два. Причем так, чтобы особо не соприкасаться с противником. Это очень похоже на некоторые приемы айкидо. Например, основатель оперативного каратэ Рауль Риссо рассказывал как он бросил атакующего одним движением одной рукой, потому что в другой руке у него был дипломат. Или, например, это удар-толчок по диагонали в нос с задиранием головы назад. Или против маваши выполняется блок с захватом при развороте корпуса, подседанием под ногу противника и перебрасыванием его через себя за счет его же ноги. Таких приемов не мало.
«Фехтование» - это дальний бой на дальней дистанции.
Кстати, для многих наверное будет неожиданностью, но фехтовальным стилем является Шотокан. Отсюа в Шотокане куча классических приемов, когда атакующий просто не дотягивается до защищающегося. Но концепцию фехтования толково в Шотокане реализовать не удалось. Во многом из-за бестолковости его последователей, так и понявших суть техники.
Основой стиля является обычный фехтовальный выпад, укол шпагой. Это рывок вперед в дзен-кутсу дачи с тсукой, хоть гиаковской, хоть ойковской. При этом понятно, что ой-тсуки более предпочтителен. Поскольку рассчитан на большую дистанцию.
Почему в приемах Шотокана атакующий не дотягивается ударами до защищающегося. Да потому что на любую атаку защищающийся должен делать шаг назад или отскок назад. И тогда удар не доходит и блоки шотокановские на него встают без проблем. Но шотоканисты в это не врубились. Поскольку блоки изначально рассчитаны против рук и ног, которые не доятянулись, то на тренировках нападающий просто старательно не дотягивается до защищающегося, чтобы тому было удобно ставить блоки. Иначе вся техника посыплется. А на самом деле при каждой атаке надо было отходить.
Но если противник в своей атаке не дотянулся, зачем ставить блоки? Блоки в Шотокане не предназначены для того, чтобы защищать тело. Этими блоками ничего защитить невозможно. Они нужны, чтобы нанести удар по руке или ноге и вывести ее из строя. В крайнем случае отбросить далеко в сторону. При этом сами блоки в сторону не уходят, потому что свои руки надо держать возе себя для следующей защиты или атаки.
Поэтому характер, качество выполнения шотокановских блоков – это отдельный пилотаж. Там надо уметь создавать бешеный импульс, а не просто подставлять свои ручонки под удар. Блоки, которые защищают тело совсем другие, и они из сферы рукопашного боя, ближнего боя. Поэтому в защите шотокановские блоки и не работают.
Вот я только что привел пример, зачем надо знать разницу между рукопашным боем и фехтовальным боем. Это разная тактика и разная техника. И их надо знать, а не пытаться натягивать енота на бегемота.
Третий вид боя – невидимый. Он невидимый, потому что непонятен и невидим противнику. То есть противник не то что не видит атаку, он просто не воспринимает действий бойца невидимого фронта, онии остаются за гранью его восприятия. Невидимый бой – это, в общем-то, отсутствие боя. Это отношения между хищником и жертвой. Хищник просто подкрадывается, оставаясь незаметным, неожиданно атакует и съедает жертву. Вот на этом и все.
Невидимый бой – это высший пилотаж БИ. Это всегда только атака. Это вход в противника с неожиданного ракурса, это проход сквозь руки и ноги жертвы, сковзь ее удары и захваты, квозь ее слабое сопротивление, и это смертельный удар. Руки, вонзаясь в противника не убираются на реверсе подобно каратэ, а подобно зубам и когтям хищника начинают рвать и кромсать тело жертвы. Жертва даже не успевает осознать, что же случилось. Атака хищника – без правил, без чести, без комплексов, без сомнений. Очень стремительна и очень остра. Одно слово – высший пилотаж.
По сути, невидимый бой – это смесь рукопашного боя с фехтовальным, но только уже на более высоком уровне.