В этой рубрике мы разглядываем картины и рассказываем об интересных деталях, которые много говорят об ушедшей эпохе.
Европейские художники были частыми гостями при российском дворе, так как знали, что Россия — богатая страна, и на роскошь там не скупятся. Поэто в 1756 году французский живописец Луи Токе прибыл в Петербург, чтобы написать парадный портрет Елизаветы Петровны. Обычно, чтобы не обременять Ее Величество, художник делал наброски во время пары сеансов, а весь остальной портрет дописывал самостоятельно или с помощью моделей, которые заменяли венценосную особу.
Токе в России стал известен и моден: благодаря большому заказу он начал выполнять и другие. Например, одним из заказчиков стал канцлер Алексей Петрович Бестужев-Рюмин. В елизаветинскую эпоху Бестужев был одним из главных лиц государства, определявший внешнюю политику империи. Он начал служить ещё при Петре — отце императрицы, который доверял ему важные дипломатические поручения и даже отпустил на службу британскому монарху. Через множество посольств и командировок Бестужев вернулся в столицу, недолго посидел арестантом при Анне Леопольдовне и был выпущен.
Токе изобразил Бестужева вельможей, достигшей своего максимального влияния. Он одет в бархатный камзол, на его груди — голубая орденская лента Святого Андрея Первозванного. На левой стороне груди поверх ленты виден бриллиантовый медальон Петра Первого. Граф получил награду из рук царя в 1721 году. Бестужеву было важно подчеркнуть именно эту награду, хотя у него имелись и другие — свою связь с императором, зачинателем новой России.
Канцлер стоит в характерной для того времени портретной позе. Токе использует указующий жест левой руки, который можно встретить и в других его картинах. Он передаёт торжественный и строги образ, который должен описывать государственного мужа. Подчёркивает это и обстановка: за канцлером стоит стол и кресло, на которых видны деловые бумаги. Замысловатые складки тяжёлых зелёных драпировок придают картине барочности и величественности.
Заказчику свой портрет понравился: на это указывают копии, которые канцлер заказывал для других. Известно, что две копиии этой картины написал Фёдор Рокотов. Также известны погрудные копии Казатова, Бутковского, Сердюкова и множество безымянных картин, которые находились в частных усадебных галереях.
Если вам понравилась статья, вы можете помочь нашему каналу небольшим донатом — перевести деньги по этой ссылке. Ставьте лайки 👍 и подписывайтесь на наш канал — это помогает нам писать ещё больше и интереснее.