Корону лишь по случайности не продали на Запад - крупную сделку готовил «палач» последнего российского императора. Теперь распоряжаться короной может только один человек.
1. Была создана двумя швейцарцами, и они ненавидели друг друга
До императорской короны у русских царей была другая главная династическая регалия - Шапка Мономаха. Со времен Петра I для коронации каждый раз специально делали корону, а потом разбирали ее. В 1762 году на престол взошла Екатерины II: императрица решила обновить коронационные принадлежности по тогдашней европейской моде. И поручила работы придворному ювелиру Георгу Экарту и бриллиантовых дел мастеру Жереми Позье. Поставила лишь одно условие - дабы не страдать во время 4-часовой церемонии, корона должна была весить не более 2 кг.
Портрет Иеремея (Жереми) Позье, 1762 год и его творение
Экарт и Позье соперничали и терпеть друг друга не могли. За те два с половиной месяца, что были отведены на создание государственной регалии, Экарт даже написал жалобу Екатерине - по его мнению, эскиз Позье напоминал православный храм. Он «в гневе разорвал его» и сделал свой. Но Позье в итоге взял реванш, поскольку ему благоволил секретарь Екатерины. В итоге Позье лично примерил корону императрице и получил премию сверх оклада, а Экарт не получил даже оговоренной суммы.
2. Ее успели примерить на себя 1 русская императрица и 7 императоров
Екатерина II и Павел I в короне
Корона Екатерины стала бессменной реликвией. По указу Павла I, ее решили больше не разбирать (как это делали с предыдущими венцами), а просто подгонять обод по размеру головы нынешнего правителя (что доверяли только самому опытному ювелиру двора).
Императоры Петр III (слева) и Александр III (справа) в Большой императорской короне; в центре - Коронация Николая II и Александры Фёдоровны
Корону носили только по особым случаям - в дни праздников, приемов и траура. Ее обладателями стали восемь членов рода Романовых: Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III и Николай II. Кроме того, посмертно прямо в гробу короновали Петра III. В последний раз на публике корона появлялась в 1906 году на церемонии открытия первой Государственной Думы.
3. Корону пытался продать на Запад «палач» Романовых
После расстрела царя и его семьи, многие драгоценности попали в руки большевиков. Для них создали Гохран - орган, в задачи которого входила охрана собранных сокровищ, а также их «обезличивание» и «реализации»: камни вынимали из оправ и пытались продать за границу в обмен на кредиты и лояльность. Начальником Золотого отдела Гохрана был Яков Юровский - человек, организовавший расстрел семьи Романовых.
Фото царских драгоценностей, сделанное советской комиссией в 1922: 13 диадем, бандо с пчелками, 4 короны, скипетр, держава. Эти и другие ценности были привезены в Московский Кремль из Петрограда в; в верхнем правом углу - Яков Юровский
Под руководством Юровского, в том числе, пытались продать корону. Но будущая сделка получила огласку и громкий резонанс в международной прессе. Заголовки так или иначе обыгрывали то, что на царских бриллиантах - кровь. Примерно с 1934 года по личному указу Сталина царские драгоценности перестали продавать, но лишь потому, что это вредило репутации партии. Никакого пиетета перед частично уцелевшей короной у коммунистов не было.
4. У артефакта нет цены
Оценочная стоимость короны в 1920-м году составляла 52 млн долларов. Ее украшает больше пяти тысяч драгоценных камней общей массой 2858 каратов. Самый большой камень - красная шпинель - весит почти 400 карат.
Комиссия по отбору изделий для продажи на аукционе «Кристи» в Лондоне, 1927
В 1985 году ее отреставрировали (не все камни были на месте после попыток большевиков распродать драгоценности), а указом 1998 года поместили в Алмазный фонд Кремля. Тогда корону объявили бесценной - это значит, что она настолько важна, что невозможно измерить ее стоимость в деньгах.
5. У короны есть двойник
Официально считается, что корона никогда не покидала Россию. С 1991 года ее вывоз запрещен даже за территорию московского Кремля. Сделать это можно только по личному указу президента России и только в крайнем случае (например, если в Москву кто-то когда-то вторгнется).