Найти тему

Мода при Екатерине Великой

Оглавление

Екатерина Великая провела множество реформ во всех сферах, значительно расширила границы России, дала толчок стремительному развитию науки, образования. Императрица понимала, что сможет удержаться на троне только при поддержке народа, а завоевать любовь простых людей немецкой принцессе было нелегко. Она начала с самого простого, задала новую моду на наряды с национальным колоритом. Платья стали проще, и даже знатные особы должны были заказывать их у местных портных.Характерными деталями стали длинные рукава и короткий шлейф. Главным украшением было изящное кружево. Оно выглядело как тончайшая паутинка белого, золотого или серебристого цвета. Поверх иногда шла шелковая вышивка или стеклярус. Для повседневных и парадных платьев выбирали ткани без орнамента приглушенных тонов: серый, голубой, розовый, лимонный.

При Екатерине изменились и прически. Они становились сложнее, появились накладки, шиньоны. В волосы вплетались ленты, крепились цветы и перья. Спереди их гладко зачесывали, сзади укладывали в кокетливые локоны. На прогулку дамы выходили в небольших шляпках, похожих на кокошники, с вуалью.Платье для свадьбы

Наряд для венчания будущей императрицы сшили из серебристого глазета и покрыли цветочной вышивкой. Платье состояло из корсета, жесткого каркаса, нескольких юбок со шлейфом. Модель великолепно смотрелась на стройной фигуре юной Екатерины, подчеркивала тонкую талию и царскую осанку.

Лиф, шлейф и подол украшала искусная вышивка. Мелкие цветочки гвоздики, символизировали супружескую любовь и верность, пальмовые ветви – чистоту и крепкое здоровье, папоротник – честность и смирение.

Екатерина была поражена роскошью, которая ее окружала во дворце. В своих мемуарах она писала, что такой великолепной ткани она до этого не видела. Придворные дамы помогали надевать ей свадебное платье. Внешне оно выглядело красивым и воздушным, но в действительности было очень тяжелым.

Короткий рукав украшало кружево, которое не сохранилось до наших дней. Само платье стало частью экспозиции в музее Московского Кремля.

Наряд для коронации

Для самого важного дня в жизни императрицы подготовили впечатляющее платье из серебряной парчи. Длина шлейфа составила три метра, а окружность юбки целых пять. На декольте и рукава пришили льняное кружево. Кроме того, всю ткань украшали аппликации в виде герба Российской империи. На плечах Екатерины лежала накидка из золотистого атласа с меховой отделкой. На ней повторялся тот же рисунок.

Главным атрибутом коронации было, конечно, не платье, а великолепная корона с драгоценными камнями. Ее изготовили Иеремия Позье и Георг-Фридрих Экарт. На работу отводилось всего два месяца, но заказ они выполнили в срок. Каркас короны сделан из золота и серебра. Его инкрустировали 75 жемчужинами и 4936 бриллиантами. Сверху закреплен рубин на 398 карат и крест, усыпанный бриллиантами. Этот шедевр ювелирного искусства вместе с платьем можно увидеть на выставке в музее Московского Кремля.

Гардероб императрицы

Любимым цветом Екатерины был белый. Она любила простоту и изящество. Для важных событий она наряжалась в белоснежные платья.

Это мог быть бал в честь Нового года, чей-то день рождения, свадебное торжество, окончание войны. Императрица ввела в моду русский стиль и противилась всему иностранному. В след за ней элементы национального костюма полюбили и придворные.

Екатерина Великая любила меха, хорошую обувь и драгоценности. Она изобрела мундирные платья, которые внешне напоминали солдатскую форму. Их шили из плотного материала, непременно зеленого или синего цвета. Допускалась минимальная отделка. Такой образ выбирала императрица для военных парадов и встреч с офицерами. Этим она подчеркивала близость и единодушие с защитниками родины.

Свадебное платье Екатерины II

Оценить красоту женского платья эпохи Екатерины Великой можно по фото картины Д.Г. Левицкого. Молодая дама на портрете — воспитанница Смольного института Глафира Алымова. Государыня выказывала девушке особое покровительство.

-2

Д.Г. Левицкий. Портрет Глафиры Ивановны Алымовой, 1776 г.

К концу века при дворе считались модными ткани светлых, мягких расцветок, преимущественно без орнаментов и узоров – однотонные. К наиболее востребованным оттенкам можно отнести: розовый, лимонный, голубой, салатный, перламутровый и серый, коричневый. Если дамы и выбирали ткани с орнаментами, то отдавали предпочтение флористическим мотивам. Цветочные узоры выполнялись максимально натуралистично, по всей ширине ткани, иногда перемежаясь полосами, лентами или кружевами. Модные платья эпохи Екатерины Великой зачастую выполнялись из ткани с изображением сирени, полевых цветов, жасмина, цветущей вишни или яблони.

На картине К.Л. Христинека изображена супруга адмирала Самуила Грейга – Сара Александровна. На женщине типичное платье екатерининской эпохи – плотно затянутый корсет-корсаж с выраженной линией декольте, богатое кружево и нарядный серебряный травчатый штоф.

-3

К.Л. Христинек. Портрет Сары Александровны Грейг, 1770-е гг.

Женские платья времён Екатерины II характеризовались пышной торжественностью. Следует отметить, что в пошиве наряды были довольно трудоёмки, требовали немалых усилий и значительного расхода материала. На иные туалеты уходило до сорока метров ткани – множество бантов, лент и прочих декоративных элементов затрачивало массу материи, добавлял хлопот и шлейф, который крепили к и без того пышным платьям. Также увеличивал объём турнюр – подушка, размещённая под юбкой ниже поясницы. Возвращая моду на допетровские народные костюмы, императрица ввела в моду многослойность: сложная драпировка рукавов, сквозная застёжка впереди, на манер крестьянского сарафана.

-4

В.Л. Боровиковский. Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796 г.

К концу века китовый ус, из которого изготавливали каркас юбки сменился фижмой из проволоки, что позволяло дамам сжимать пышную юбку, минуя узкие дверные проёмы. Длина платья имела значение – чтоб считаться приличным и модным, наряд должен был доходить до пола, скрывая щиколотки.

Пышный стиль Екатерины II коснулся и причёсок – в моду вошли сложные укладки с использованием шиньонов и различных декоративных элементов: перьев, цветов, лент и пр. Чаще всего волосы гладко зачёсывали, демонстрируя лоб, сзади же разделяли на локоны, завивая концы. Нередко дополняли причёски головным убором в форме кокошника с вуалью. Примечательно, что данный атрибут сохранился вплоть до начала XIX века и традиционно использовался в качестве коронационного облачения императриц.