Екатерина Великая провела множество реформ во всех сферах, значительно расширила границы России, дала толчок стремительному развитию науки, образования. Императрица понимала, что сможет удержаться на троне только при поддержке народа, а завоевать любовь простых людей немецкой принцессе было нелегко. Она начала с самого простого, задала новую моду на наряды с национальным колоритом. Платья стали проще, и даже знатные особы должны были заказывать их у местных портных.Характерными деталями стали длинные рукава и короткий шлейф. Главным украшением было изящное кружево. Оно выглядело как тончайшая паутинка белого, золотого или серебристого цвета. Поверх иногда шла шелковая вышивка или стеклярус. Для повседневных и парадных платьев выбирали ткани без орнамента приглушенных тонов: серый, голубой, розовый, лимонный.
При Екатерине изменились и прически. Они становились сложнее, появились накладки, шиньоны. В волосы вплетались ленты, крепились цветы и перья. Спереди их гладко зачесывали, сзади укладывали в кокетливые локоны. На прогулку дамы выходили в небольших шляпках, похожих на кокошники, с вуалью.Платье для свадьбы
Наряд для венчания будущей императрицы сшили из серебристого глазета и покрыли цветочной вышивкой. Платье состояло из корсета, жесткого каркаса, нескольких юбок со шлейфом. Модель великолепно смотрелась на стройной фигуре юной Екатерины, подчеркивала тонкую талию и царскую осанку.
Лиф, шлейф и подол украшала искусная вышивка. Мелкие цветочки гвоздики, символизировали супружескую любовь и верность, пальмовые ветви – чистоту и крепкое здоровье, папоротник – честность и смирение.
Екатерина была поражена роскошью, которая ее окружала во дворце. В своих мемуарах она писала, что такой великолепной ткани она до этого не видела. Придворные дамы помогали надевать ей свадебное платье. Внешне оно выглядело красивым и воздушным, но в действительности было очень тяжелым.
Короткий рукав украшало кружево, которое не сохранилось до наших дней. Само платье стало частью экспозиции в музее Московского Кремля.
Наряд для коронации
Для самого важного дня в жизни императрицы подготовили впечатляющее платье из серебряной парчи. Длина шлейфа составила три метра, а окружность юбки целых пять. На декольте и рукава пришили льняное кружево. Кроме того, всю ткань украшали аппликации в виде герба Российской империи. На плечах Екатерины лежала накидка из золотистого атласа с меховой отделкой. На ней повторялся тот же рисунок.
Главным атрибутом коронации было, конечно, не платье, а великолепная корона с драгоценными камнями. Ее изготовили Иеремия Позье и Георг-Фридрих Экарт. На работу отводилось всего два месяца, но заказ они выполнили в срок. Каркас короны сделан из золота и серебра. Его инкрустировали 75 жемчужинами и 4936 бриллиантами. Сверху закреплен рубин на 398 карат и крест, усыпанный бриллиантами. Этот шедевр ювелирного искусства вместе с платьем можно увидеть на выставке в музее Московского Кремля.
Гардероб императрицы
Любимым цветом Екатерины был белый. Она любила простоту и изящество. Для важных событий она наряжалась в белоснежные платья.
Это мог быть бал в честь Нового года, чей-то день рождения, свадебное торжество, окончание войны. Императрица ввела в моду русский стиль и противилась всему иностранному. В след за ней элементы национального костюма полюбили и придворные.
Екатерина Великая любила меха, хорошую обувь и драгоценности. Она изобрела мундирные платья, которые внешне напоминали солдатскую форму. Их шили из плотного материала, непременно зеленого или синего цвета. Допускалась минимальная отделка. Такой образ выбирала императрица для военных парадов и встреч с офицерами. Этим она подчеркивала близость и единодушие с защитниками родины.
Свадебное платье Екатерины II
Оценить красоту женского платья эпохи Екатерины Великой можно по фото картины Д.Г. Левицкого. Молодая дама на портрете — воспитанница Смольного института Глафира Алымова. Государыня выказывала девушке особое покровительство.
Д.Г. Левицкий. Портрет Глафиры Ивановны Алымовой, 1776 г.
К концу века при дворе считались модными ткани светлых, мягких расцветок, преимущественно без орнаментов и узоров – однотонные. К наиболее востребованным оттенкам можно отнести: розовый, лимонный, голубой, салатный, перламутровый и серый, коричневый. Если дамы и выбирали ткани с орнаментами, то отдавали предпочтение флористическим мотивам. Цветочные узоры выполнялись максимально натуралистично, по всей ширине ткани, иногда перемежаясь полосами, лентами или кружевами. Модные платья эпохи Екатерины Великой зачастую выполнялись из ткани с изображением сирени, полевых цветов, жасмина, цветущей вишни или яблони.
На картине К.Л. Христинека изображена супруга адмирала Самуила Грейга – Сара Александровна. На женщине типичное платье екатерининской эпохи – плотно затянутый корсет-корсаж с выраженной линией декольте, богатое кружево и нарядный серебряный травчатый штоф.
К.Л. Христинек. Портрет Сары Александровны Грейг, 1770-е гг.
Женские платья времён Екатерины II характеризовались пышной торжественностью. Следует отметить, что в пошиве наряды были довольно трудоёмки, требовали немалых усилий и значительного расхода материала. На иные туалеты уходило до сорока метров ткани – множество бантов, лент и прочих декоративных элементов затрачивало массу материи, добавлял хлопот и шлейф, который крепили к и без того пышным платьям. Также увеличивал объём турнюр – подушка, размещённая под юбкой ниже поясницы. Возвращая моду на допетровские народные костюмы, императрица ввела в моду многослойность: сложная драпировка рукавов, сквозная застёжка впереди, на манер крестьянского сарафана.
В.Л. Боровиковский. Портрет великой княжны Елены Павловны, 1796 г.
К концу века китовый ус, из которого изготавливали каркас юбки сменился фижмой из проволоки, что позволяло дамам сжимать пышную юбку, минуя узкие дверные проёмы. Длина платья имела значение – чтоб считаться приличным и модным, наряд должен был доходить до пола, скрывая щиколотки.
Пышный стиль Екатерины II коснулся и причёсок – в моду вошли сложные укладки с использованием шиньонов и различных декоративных элементов: перьев, цветов, лент и пр. Чаще всего волосы гладко зачёсывали, демонстрируя лоб, сзади же разделяли на локоны, завивая концы. Нередко дополняли причёски головным убором в форме кокошника с вуалью. Примечательно, что данный атрибут сохранился вплоть до начала XIX века и традиционно использовался в качестве коронационного облачения императриц.