Апокриф (от др.-греч. ἀπό-κρῠφος — «скрытый, сокровенный, тайный» ← ἀπο- — «приставка со значением прошлого» и κρύφος, κρυφός, κρυπτός — «скрытый») — произведение религиозной литературы (иудейской и христианской), преимущественно посвящённое событиям и лицам Священной (ветхо- и новозаветной) и церковной истории, не включённое в канон Церковью (а ветхозаветный апокриф — также и иудейской синагогой)
Апокрифы несут в себе множество альтернативной, а порой и неудобной информации для официальных религиозных институтов. Ирония заключается в том, что более древние свитки, найденные в современности, хранят в себе сведения, которые существенно отличаются от канонической истории, хотя по дате своего создания значительно ближе к описываемым событиям.
Кумранские рукописи
В 1946-1947 годах было обнаружено множество манускриптов в Кумране (территория современного Израиля). Самые первые находки обнаружили местные бедуины-пастухи Мухаммед эд-Дхиб, его брат Джума Мухаммед и Халил Муса в промежутке между ноябрём 1946 и февралём 1947 года. Пастухи обнаружили 7 свитков в кувшинах в труднодоступной пещере.
В 2017 было заявлено о том, что найдена пещера 12. Однако, кувшины были разбиты, а самих текстов там не оказалось. Был найден только один пергамент, но он оказался пустым. По официальной версии пещера была разграблена.
Всего за всё время исследования кумранских пещер найден 981 манускрипт. В том числе, в кумранских пещерах был найден загадочный «Медный свиток». В отличие от других он был изготовлен не из пергамента, а из сплава меди и олова. В 1955 году свиток был переведён. Его текст не содержит священных писаний, а перечисляет места, где сокрыты различного рода артефакты и ценности. Согласно свитку, в разных местах были спрятаны около четырёх тысяч центнеров золота и серебра (золота — 1280 талантов, золота и серебра (без дифференциации) — 3282 таланта, слитков золота — 65, кувшинов с серебром — 608, золотых и серебряных сосудов — 619).
По официальной версии эти несметные богатства не были найдены.
Также среди Кумранских рукописей была обнаружена «Книга Еноха», она представлена 25 свитками. Европе текст этой книги был неизвестен до XVIII века, пока путешественник Брюс не открыл эфиопскую Библию.
«Книга Еноха» является апокрифом Ветхого завета. Ссылка на Еноха (сын Каина) есть и в книге Нового завета «Послание от Иуды» (1:14).
Содержание «Книги Еноха» отличается от обычных трактовок Танаха и Библии.
Книга первая (предположительно III до н.э.) рассказывает о том, как на землю спустились 200 ангелов и взяли в жёны дочерей человеческих. Ангелы научили своих жён волшебству и заклятиям. У ангелов и их жён родились исполины.
14. И Азазел научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что было позади них, и научил их искусствам: запястьям, и предметам украшения, и употреблению белил и румян, и украшению бровей, и украшению драгоценнейших и превосходнейших камней, и всяких цветных материй и металлов земли.
15. И явилось великое нечестие и много непотребств, и люди согрешали, и все пути их развратились.
16. Амезарак научил всяким заклинаниям и срезыванию корней, Армарос – расторжению заклятий, Баракал – наблюдению над звёздами, Кокабел – знамениям; и Темел научил наблюдению над звёздами, и Астрадел научил движению Луны.
Далее книга переходит к изложению, которое по содержанию чем-то напоминает «Божественную комедию» Данте Алигьери, написанную с 1308 года по 1321 год.
1. И они (ангелы) унесли меня в одно место, где были фигуры, как пылающий огонь, и когда они хотели, то казались людьми.
6. И я видел все великие реки, и дошёл до великого мрака, и пришел туда, где шествуют все смертные.
10. И я видел краеугольный камень земли, и видел четыре ветра, которые носят землю и основание неба.
19. И над тою расселиной я видел одно место, которое не имело ни небесной тверди над собою, ни земного основания под собою; на нем не было ни воды, ни птиц, но это было пустое место.
26. И только я, Енох, созерцал пределы всего, и ни один человек не видел их так, как видел их я.
28. И я обошёл кругом до одного места, где не было никакой вещи.
«Книга Еноха» пропитана мистицизмом и скрытыми аллегориями. По стилю изложения она напоминает «Екклесиаст» (предполагаемое время написания V-III вв. до н.э.), выбивающийся из общей канвы Танаха и Ветхого Завета.
Енох упоминается и в «Повести временных лет». Вторая книга Еноха называется «Славянская», так как сохранилась только на церковнославянском языке. Славянская Книга Еноха, или «Книга о вознесении праведного Еноха», известна в списках русского, сербского, молдавского и болгарского происхождений конца XV–начала XVIII в. В книге описывается апокрифическая космогония, в том числе посещение Енохом семи небес и встреча с Богом.
Третья книга Еноха – мистический текст эсхатологического содержания, относящийся к V или IV веку н. э., исполненный на древнееврейском языке, с фрагментами на арамейском, греческом и латинском. Текст составлен как сообщение рабби Ишмаэля бен Элиша о его беседе с ангелом Метатроном. Считается одной из жемчужин еврейской мистической мысли, одним из мостов между ранним иудейским эзотеризмом и средневековым мистицизмом германского хасидизма.
В массовом представлении о религиях есть множество заблуждений, которые сформированы каноническими текстами. Веками религия используется как средство манипуляции, поэтому стереотипное представление о мировых религиях сегодня не позволяет прийти к выводу о том, что в действительности священные писания – это древний и глубинный поиск человека духовной основы своего существования. Отличие в форме, в наименованиях, в ритуалах не должны создавать препятствий между людьми разных конфессий.
Апокрифы – это послание из древности, которое должно расширить сознание современного человека и дать ему платформу для нового мировоззрения, где Бог и представление о нём не является яблоком раздора, а олицетворяет постоянный поиск человека ответов на вечные вопросы его бытия.
Кумранские пещеры не единственная сокровищница апокрифов. Есть ещё много текстов, которые были найдены в XIX-ХХ вв., но так и не стали частью канонических писаний. Мы обязательно поговорим о них, как и тайных учениях всех мировых религий. Речь, конечно, о Каббале, Гностицизме, Суфизме. Восточная религиозная культура также заслуживает особого внимания. Своей утонченностью Индуизм, Буддизм, Даосизм, Конфуцианство привлекают к себе всех образованных людей вне зависимости от вероисповедования.