Найти тему
Тайны Ушедших Времён

"Слыхали, Наташка то в подоле принесла"

Нонна почти всю жизнь провела в родной деревне. Только на время учёбы в пединституте покидала надолго свою любимую Николаевку. Так что она прекрасно знала и про достоинства, и про недостатки жизни у всех на виду, но сердцем прикипела к деревне.

Фото с https://m.fishki.net/2974654-krasivye-derevenskie-devushki.html
Фото с https://m.fishki.net/2974654-krasivye-derevenskie-devushki.html

Казалось, что и вода здесь вкуснее, и воздух чище, а уж если за околицу выйти, да мимо полей прогуляться в лесочек, то и природа дарами щедро одарит. Тонко чувствовала Нонна красоту. В любое время года ей нравились родные места. В других она себя и представить не могла. Пока в городе училась, едва привыкла к тому, что нельзя утром к завтраку запросто на огород выскочить зелени нарвать, и что за каждую былинку платить надо. Да и то – деньги потратишь, а аромата – нет, как и не было.

В любимой деревне, конечно, и минусы были. Например, газовые трубы в неё пока не доползли, и приходилось основательно готовиться к холодам. Однако самым существенным недостатком Нонна считала излишнее любопытство односельчан и склонность к домыслам. Каждое событие становилось поводом для разговоров, а то и для сплетен. Казалось бы, двадцатый век к закату клонится, и по историческим меркам уже совсем скоро станет прошлым столетием, однако залезть любопытным носом в чужую жизнь – «святое дело», любимое развлечение.

Впрочем, плюсов Нонна всё равно больше замечала. Так что и своего мужа Алексея Ефимова, с которым в институте познакомилась, с собой в деревню заманила.

Вроде бы – приехали молодые специалисты, и ладно, обычное событие, дело житейское, но для местных сплетниц прямо праздник души наступил. До Нонны доходили слухи, что обсуждают её брак, и пытаются угадать: как скоро горожанин Алексей сбежит, не выдержав деревенского быта.

Некоторые, так вообще напрямик её спрашивали:

– Твой-то как? Привык после городских удобств к нашим реалиям? Сбежать ещё не собирается?

Смешными казались Нонне подобные вопросы. Не унижалась счастливая женщина до того, чтобы объяснять односельчанам, что любовь помогает любые сложности преодолевать и компромиссы находить.

Все, кто паре развод предрекал, просчитались. Отлично Алексей в деревне освоился. Вместе с любимой женой в школу устроился работать. Он – учителем физики, Нонна преподавала русский язык и литературу.

Тёще с тестем зять по сердцу пришёлся. Уважительный. По имени-отчеству их величает: Виктором Леонидовичем и Раисой Ивановной. Серьёзный мужчина, обстоятельный, вроде делает всё неторопливо, а результат всем на зависть. Городской-то городской, а руки из того места, откуда надо, растут.

Дрова рубит так, будто всю жизнь этим занимался, а не вот только первый раз попробовал. Виктор Леонидович даже удивился, спросил:

– Никак лукавишь, Алексей! Так мне кажется, что колуном давно орудовать научился.

Зять только улыбнулся, сказал, что ему знание физики помогает, и дальше принялся за работу.

Алексей с удовольствием делал многочисленные дела и в выделенном молодым специалистам доме, и родителям жены помогал без напоминаний и иногда даже без просьбы замечал, что что-то ремонта требует, и устранял проблему. Однако не трудолюбие зятя для Виктора Леонидовича и Раисы Ивановны главным было. Отрадно было им, что Алексей их Нонну любит.

***

Крепкая семья у Ефимовых получилась. Дочка родилась, в которой все родственники души не чаяли. Годы летели, а Алексей с Нонной всё также вместе: и дома, и работе. Местным сплетницам и повода для обсуждений не найти. Так, разве что начнут судачить, что уж для своей-то дочки учителя точно найдут способ на ЕГЭ высшие баллы «нарисовать». Да только никому неинтересно было злословить на эту тему, потому что непременно в компании находились защитники Наташи, и обрывали начатый несправедливый разговор.

Фото с https://m.fishki.net/2974654-krasivye-derevenskie-devushki.html
Фото с https://m.fishki.net/2974654-krasivye-derevenskie-devushki.html

Все в деревне видели, что единственная дочка Ефимовых выросла умной, способной, отзывчивой, трудолюбивой, как все её родственники. К тому же, она и сама материал уроков была способна усвоить, и с другими знаниями поделиться. Педагогический талант, видимо, от родителей передался. Сама, по собственной инициативе, над отстающими в учёбе шефство взяла. Устраивала что-то вроде дополнительных занятий, и ведь сумела как-то ключик подобрать. Интерес к новым знаниям, даже какую-то жадность к учёбе, в детях разбудила.

«Молодец Наташа», – чаще всего говорили в деревне. Не разгорались сплетни про то, что девушка, которая бесплатно оболтусам помогает, получает свои пятёрки только из-за того, что у неё родители – учителя. Чахли такие разговоры, даже толком силу не набрав, как скошенная трава в июльский полдень, усыхали

Призналась Наташа своим родителям, что как они, хочет учить детей. Нонна не то, чтобы категорически против была, но приводила себя и мужа в пример:

– Дочка, отговаривать не буду, но работа, сама же видишь и понимаешь, не из лёгких. Приходится и дома тетради проверять, и время, своё личное, между прочим, тратить на всякие дополнительные мероприятия, которые никакой пользы не приносят. С каждым годом чиновники из Минобра всё больше ненужной работы придумывают, отнимая время от действительно важных дел, и ведь на все их задумки приходится отчёты составлять. В общем, прошу тебя подумать хорошенько.

Решающее слово, конечно, было за Наташей, и она сказала, что уже всё хорошо обдумала. По баллам девушка легко прошла в педагогический институт, в котором когда-то родители учились. Живущая в городе старшая сестра Алексея Мария, как узнала, что племянница студенткой стала, настояла:

– Пусть со мной живёт! И мне не скучно будет, и Наташе не придётся в общежитии ютиться!

Нонна уточнила:

– Маша, ты уверена? Пойми правильно, я очень благодарна за твоё предложение, но не хочу, чтобы ты в собственной квартире чувствовала себя стеснённо.

Золовка рассмеялась:

– Ой, Нонка, да брось ты! В этой квартире и Лёшина доля есть, так что это по справедливости. К тому же скучно мне одной в трёхкомнатных хоромах! Сыновья, как уехали, так домой со своего севера возвращаться не собираются. Говорит, что их там всё устраивает. Так что мне тут хоть волком вой. Мы с Натальей расчудесно ладим, и она для меня спасением от одиночества будет.

Бабушка с дедушкой гордились внучкой, но, провожая в город учиться, волновались за неё, как когда-то за Нонну.

– Мама, ну что ты плачешь? – спрашивала женщина. – Я отучилась, и у Наташи получится. Тем более что она у Марии в квартире жить будет. Считай, что дома! Тем более, сейчас по телефону можно хоть несколько раз в день разговаривать, а при помощи компьютера – даже видеться. Не переживай ты так!

Нонна говорила очень убедительно, хотя и сама волновалась за дочку. Раиса Ивановна, вытирая слёзы, кивала головой. Действительно, когда Нонна училась, приходилось довольствоваться редкими визитами, а теперь – благодать! Чуть взгрустнулось, и можно позвонить, узнала: как повзрослевший ребёнок, покинувший дом, поживает, как учёба идёт, всё ли ладно?

***

У Наташи начались увлекательная пора студенчества. Жизнь с заботливой тётей Машей избавляла от многих хлопот, поэтому девушка успевала и учиться, и подрабатывать. Она настояла, что будет вносить свой вклад за оплату коммунальных платежей, еду и прочие мелочи, и вообще старалась быть не в тягость. Хотя дни были практически расписаны по минутам, на 3 курсе в жизнь девушки ворвалась любовь.

Нонна всегда «держала руку на пульсе» жизни дочери, и при очередном телефонном разговоре Наташа призналась:

– Мама, я познакомилась с парнем. Юра такой классный, с ним интересно и весело.

Девушка рассыпалась в комплиментах новому знакомому. Нонне даже пришлось попросить дочку сохранять благоразумие. Наташа весело ответила, что непременно, и попрощалась.

Материнское сердце волновалось за дочку, и, чем больше Нонна узнавала про её избранника, тем тревожнее становилось. Юра старше Наташи на 7 лет, но ни разу не был женат. Вырастила его мама, которая всю жизнь проработала в центральной городской библиотеке. У мужчины нет высшего образования, и он трудится в строительной бригаде. Впрочем, Нонну смущало не это. Судя по рассказам, мужчина был настроен вполне серьёзно, но Наташа однажды рассказала, что Юрий познакомил её со своей мамой, и та встретила её как-то настороженно.

– Мама, я ума не приложу, что я сделала не так? Весь вечер она смотрела на меня исподлобья, и задавала всяческие вопросы о том, откуда я родом, где и как учусь, какие книги читала и к чему стремлюсь. На каждый мой ответ Елена Егоровна кивала, а лицо при этом было такое, как будто она дольку лимона проглотила. Чем я ей не понравилась?

Нонна пыталась успокоить дочку:

– Девочка моя, не волнуйся. Ты не можешь не понравиться! Возможно, мама Юрия просто неловко себя чувствовала. Вряд ли он каждый день приводит девушек к ней знакомиться, вот смущения и спрашивала всё подряд. А вообще, знаешь, когда на летние каникулы приедешь, приглашай с собой и Юрия и его маму в гости. Познакомимся, пообщаемся. О книгах поговорим, ты же знаешь, что это – моя любимая тема!

Наташа рассмеялась. Действительно, о любимых произведениях её мама, если бы захотела, наверняка сумела бы научную работу написать, а уж поговорить – так и вообще легко, хоть от заката до рассвета.

В августе Наташа приехала в родную деревню вместе с Юрием, и мужчина произвёл самое благоприятное впечатление. Не заметили в нём «душевной червоточины» ни Раиса Ивановна, ни Нонна. Мужская часть семьи тоже одобрила Юру.

– Рукастый! С таким не пропадёшь! – одобрительно шепнул внучке Виктор Леонидович. – Будь счастлива, родная!

Раиса Ивановна, оставшись с Наташей наедине, наставляла:

– Ты, Натуля, люби, да голову не теряй. Помни поговорку о том, что честь надо смолоду беречь!

Юра уехал раньше. Всего-то неделю и погостил. Объяснил, что работа не ждёт. Потом, в последние дни августа, и Наталья в город засобиралась.

***

Нонна по-прежнему часто разговаривала с дочкой по телефону. Однажды расстроенная Наташа рассказала, что Юра решил поехать работать на вахту, чтобы быстрее заработать деньги на свадьбу.

– Мама, я старалась объяснить Юре, что не надо мне никакой свадьбы! Только переубедить его не смогла. Он сказал, что хочет, чтобы и платье у меня было красивое, и колечко золотое. В общем, после Рождества уезжает… Вахта на полгода, это же просто кошмар!

Жалко было Нонне дочку, но чем она могла помочь? Только сказать, почти слово в слово, как несколько лет назад своей маме:

– Не беда! Созваниваться будете! По электронной почте письма отправлять! Полгода быстро пролетит, не волнуйся! Конечно, со свадьбой лучше подождать, пока ты диплом не получишь, но настаивать на этом не буду. – Нонна засмеялась:– Сама за твоего папу замуж вышла, когда мы на 4 курсе учились.

Наташа немного приободрилась, но ненадолго. Ближе к февралю на вопрос маме о Юре ответила коротко:

– Мы расстались.

Попыталась Нонна узнать, что произошло, но Наташа прервала расспросы:

– Больше не спрашивай меня ни о чём. Даже не хочу говорить. Всё.

***

Приближался весенний женский праздник. Наташа обещала приехать, поздравить бабушку, родившуюся как раз в этот день, но радости в голове дочери Нонна не чувствовала. 

Ситуация прояснилась после звонка от золовки. Мария предупредила:

– Нонночка, у меня конфиденциальный разговор. Ты можешь устроить так, чтобы нас никто не слышал?

Встревоженная женщина отозвалась:

– Говори, я одна в кабинете нахожусь. Как раз перемена.

Мария вздохнула, и сообщила:

– Прости, Нонна, не досмотрела я. Проблема у Наташи. Домой она к вам планирует ехать, но не только для того, чтобы Раису Ивановну поздравить. Новость она хочет рассказать. Не решилась по телефону признаться. Я голову поломала, и решила, что предупредить тебя надо, а ты уж лучше сообразишь, как Алёшу и своих родителей подготовить. В общем, беременная Наташа, а этот Юра – как в воду канул. Страдает племяшка, а как ей помочь, я даже ума не приложу.

Нонна поблагодарила золовку за предупреждение, и завершила звонок. Женщина прекрасно представляла, какой сенсацией станет в деревне появление её беременной дочери. Ух, порадуются сплетницы. Были уже такие случаи, когда местные незамужние прелестницы в положении оказывались. Да вон, далеко ходить не надо. В прошлом году Катенька Скворцова с выпускного вечера в роддом прямиком отправилась. Никто точно и не знал, кто отцом её ребёнка был. Вроде, и не встречалась она ни с кем. Скромная, тихая девушка, и как только тайну своей любви сохранить сумела – просто загадка!

Фото с https://rassvetnews.ru/takih-slov-durom-yandeks-opublikoval-dialektizmy-rostovskoj-oblasti/
Фото с https://rassvetnews.ru/takih-slov-durom-yandeks-opublikoval-dialektizmy-rostovskoj-oblasti/

Ох, и разговоров было в деревне! Ворота дёгтем Скворцовым никто, конечно, не мазал. Всё-таки, обычаи свободнее стали. Что и говорить: почти на каждом доме тарелка спутникового телевидения, а «зомбоящиках» чего только не показывают! Сколько раз разные истории про молоденьких мам, а то и про знаменитых мужчин, которые отцами становились при помощи суррогатных матерей, давали темы для разговоров. Но только это – совсем не то же самое, что чихвостить своих односельчан. Ведь до чего же сладко обсуждать недостатки и промахи людей, которых знаешь лично! Какое чувство превосходства появляется, если появляется возможность слегка снисходительно поинтересоваться: ой, ну как же так получилось, что вдруг такая умная, впросак попала. А то и просто укоризненно покачать головой, видя беременную незамужнюю односельчанку: эх, ну что за времена, что за нравы, ну, просто никаких понятий о девичьей чести!

Знала Нонна, что дочке непросто придётся, и хотя хотелось высказаться, но решила во всём её поддерживать, и нотаций не читать. Что в них толку теперь? Мысленно, конечно, женщина себя корила, что в воспитании упустила какие-то очень важные моменты. Не объяснила доходчиво про предохранение. С мужчин-то спрос невелик, не им вынашивать, рожать, не спать ночами из-за детских проблем.

Встретила Нонна дочку на остановке, и, пока шли домой, Наташа всё про своё положение выпалила. Сказала, что долго думала, но избавляться от ребёнка не решилась.

–Ну, и ладно. Не плачь! Бабушка тебя ждёт, а ты к ней зарёванная на глаза покажешься – не порядок!

В тесном семейном кругу Наташа призналась в своём положении, а после празднования дня рождения Раисы Ивановны поползли по деревне слухи. Небольшой ещё совсем животик, почти и не заметный, был местными сплетницами зафиксирован с точностью опытнейших повивальных бабок. Жители Николаевки по-разному отнеслись к «экстренной» новости. Многие сочувствовали: кольца-то на «правильном» пальчике нет, значит, одной ребёнка поднимать придётся. Кто-то злорадствовал: «Учителя, называется! Интеллигенция вшивая, а дочку достойной девушкой воспитать не сумели. В город-то её учиться отправляли, а она там по гулькам и по мужчинам бегала. Вот в подоле скоро родителям-ротозеям подарочек и принесёт».

Доходили отголоски слухов и до Нонны, и до Алексея, и до Раисы Ивановны и Виктора Леонидовича, а сделать ничего невозможно. На каждый роток платок не накинуть, да и ругань ни к чему хорошему бы не привела, наверное.

Бабушка Наташи больше всех сокрушалась:

– Как же теперь дальше жить? Кому же Наталка с дитём нагулянным нужна будет? Ой, губит себе девка жизнь!

Алексей, услышав такие причитания, порадовался, что дочери нет рядом, и уважительно, но твёрдо и рассудительно тёще сказал:

– Не огорчайтесь, Раиса Ивановна! Не она первая, не она последняя! Вырастим! С институтом тоже решить всё можно. Или академический отпуск оформить, или по срокам посмотреть, может, и успеет сессию со своей группой сдать. В общем, было бы желание, а выход найдётся!

Фото с https://www.istockphoto.com/ru
Фото с https://www.istockphoto.com/ru

Перед возвращением в город Наташа всё-таки рассказала маме о том, что произошло:

– Юра перед отъездом мне позвонил. Говорил, что любит, просил, чтобы я не скучала. Предупредил, что вскоре связь может пропасть. Интернет, сказал, тоже там стабильностью не отличается. Я всё понимала, и писала письма ему на почту, надеясь, что он прочитает и ответит. Когда беременность врач подтвердил, снова набрала номер Юры, и даже дозвонилась. Только неизвестный женский голос мне сообщил, что он не может подойти к телефону, и вообще, чтобы я, деревенская нищая простушка, его не доставала. После этого я больше ему звонить не стала. Сменила номер телефона, постаралась Юру забыть. Хотела к маме его пойти, но гордость удержала. К тому же: ну объявлю я ей, что она станет бабушкой, и что? Вряд ли Елена Егоровна вмешалась бы в ситуацию, и стала бы настаивать, чтобы Юра на мне женился. Я уже давно поняла, что она мечтает о другой судьбе для своего единственного сына, чтобы ему не приходилось вкалывать как проклятому, а можно было, например, свой бизнес открыть. Она несколько раз об этом в моём присутствии намекала. 

Наташа не выдержала, и заплакала. Нонна гладила дочку, как в детстве, утешая после ран:

– Ничего, прорвёмся. Ты, главное, не нервничай, и учись с учётом своего самочувствия.

***

При поддержке тёти Маши, обеспечивающей племяннице заботу и комфорт, Наташа успешно закрыла очередную сессию, и вернулась в родную деревню. Сплетницы опять вспомнили, что надо бы перемыть косточки будущей матери-одиночке, но их ждало неожиданное развитие истории.

Однажды перед домом, в котором жили Ефимовы, остановился автомобиль, из которого вышли молодой мужчина и две женщины. В одной из них любопытная соседка справа признала золовку Нонны. Парень точно был тот же, что в прошлом году приезжал с Наталкой. Вторая женщина из прибывших была очень похожа на него, только старше, "видимо мать евойная" - тут же определили  деревенские сплетницы. Водитель, помогавший выгружать сумки из багажника, был соседке неизвестен, но ей вскоре стало не до него. За ворота успели выйти все, кто находился дома: Нонна, Алексей и прикрывающая живот руками Наташа.

Юра бросился к невесте, которая смотрела на него с недоверием, и не спешила падать в его объятия. Мужчина спросил:

– Наташа, неужели ты могла подумать, что я могу тебя бросить? Извини, что из-за глупой выходки моей мамы, решившей вершить чужие судьбы, тебе пришлось страдать! Я слишком поздно заметил, что телефон остался дома. Такого больше не повторится! Я никуда надолго больше не уеду! А сейчас пойдём, устроим репетицию нашей свадьбы! С ней, кстати, надо поторопиться, чтобы наш ребёнок в законном браке родился!

***

Праздник получился добрым и семейным. Виктор Леонидович с Раисой Ивановной говорили напутствия. Затем жениха с невестой чествовали Нонна, Алексей и Мария. Елена Егоровна, отогревшись в кругу дружной семьи, поняла, что с такими людьми, добродушными, интеллигентными  и открытыми, её сыну будет легко идти по жизни, и тоже искренне радовалась созданию новой семьи.

Фото с https://m.fishki.net/2974654-krasivye-derevenskie-devushki.html
Фото с https://m.fishki.net/2974654-krasivye-derevenskie-devushki.html

-Ты прости меня, деточка! Бес попутал! - улучив момент сказала она Наташе, стыдливо потупив глаза в пол.

Но Наталья не держала зла на свекровь, она была рада, что всё так счастливо разрешилось.

***

Впрочем, тем для разговоров в деревне осталось немало. Надо же теперь попробовать угадать, кто родится: мальчик или девочка. А ещё многие женщины заметили, что за тётей невесты весь праздник ухлёстывал заглянувший на праздник вдовый директор школы. Ну, как ещё одна пара сложится? Где же жить немолодые молодожёны будут: здесь, в Николаевке, или в город подадутся? 

Автор: Любовь Лёвина

Чтобы не пропустить новые интересные для вас публикации, подписывайтесь на канал! 

Комментируйте, делитесь в социальных сетях.

Text.ru - 100.00%" Уникальность данного текста проверена через Text.ru

Все права защищены.

Копирование материалов и публикация без упоминания автора и ссылки на канал запрещены.