В нашем блоге я много пишу о театре и могу сказать почему. Театр для меня важен, ценен и трудно представить нашу культуру и культуру в целом без театра. Но не только из-за этого. Я еще пишу пьесы. И здесь хочу воспользоваться своим положением автора этого блога и просто поделиться и одной своей пьесой и рассказать о том, как театры относятся к современной драматургии и авторам пьес.
Посмотрите на репертуары современных театров и посчитайте там количество пьес, которые были написаны 10-20-30 лет назад. Хорошо! Хотя бы 40 лет назад. Таких спектаклей очень и очень мало. Ставят в основном классику или зарубежных авторов, но не современных. Обычно режиссеры говорят, что оказывается ничего хорошего сейчас не пишут. Прибавляют, что уровень современных драматургов крайне низок. Что пьесы их просто негодны.
Каждый раз, мне, как автору, приходится постоянно повторять и твердить о том, что я автор многих пьес, что мои пьесы прошли конкурсы, получили премии, публиковались и так далее, и так далее.
Тебе на это отвечают, что премии ничего не значат, и что уровень ваших пьес крайне низок и так далее.
И вот, на днях художественный руководитель одного из хорошо мне известных театров дал интервью из которого следовало, что пьесы пишут, ну просто какие-то никчемные люди, которым и заняться нечем. Я не будут пересказывать. Почитайте сами.
– Большинство людей плохо владеют искусством коммуникации: о себе готовы говорить часами, а слушать других не хотят и не умеют. И человек, которого в обычной жизни мало кто готов слушать, начинает строчить тексты, считая их пьесами и даже получая за них премии. Мимикрия под театр из желания быть услышанным. Само по себе такое желание нормально. Вопрос в механизме реализации. Для этого не обязательно притворяться драматургом или режиссёром. Желание поделиться своими переживаниями становится предметом искусства только в случае, если ты можешь рассказать о них так, как никто другой.
Если продолжить эту мысль, высказанную уважаемым человеком, то можно сказать о многих уже классиках, что их никто не готов был слушать и поэтому они вместо того, чтобы проводить время в кабаке или с дамой - садились за стол и писали свои нетленные произведения.
Увы, но сегодняшний театр полностью ушел от современной драматургии. Вы редко увидите на сцене современного героя. Вы редко увидите спектакль, где действие разворачивается в наше время. Не сыщите. Я уже упомянул, что обычно режиссеры говорят о том, что они не ставят современных пьес по причине их крайне низкого качества.
А та современная драматургия, которую вы увидите в театре - она носит больше экспериментальный характер, далеко отстоящий от традиционного театра. И как раз мне часто говорили о том, что почему-то многие считают, что современная драматургия как раз и не должна быть традиционной, она как раз должна быть какой-то с ног на голову. И когда вот такие люди читают пьесу, и видят, что это обычная пьеса для людей и без всяких выкаблучиваний, то произносят свое сакральное: "это несовременно". Поэтому, современный автор, который пишет обычные, традиционные пьесы оказывается между молотом и наковальней. В театре, где ставят современные пьесы он оказывается чуждым, так как слишком традиционен, а в остальных театрах его не ставят потому, что якобы его пьесы как раз не доросли до их высокого уровня. Часто я слышал такую фразу в театре: "если вы написали свою пьесу сейчас, то это не значит, что она современна". Вообще из уст режиссеров и художественных руководителей можно услышать еще и не то. Бреда они несут много.
И тут стоит заметить, раз заговорили о худруках, и другой момент насчет современной пьесы. Дело в том, что современным театрам и в особенности худрукам не хочется, крайне не хочется связываться с современным живущим автором. Вопрос здесь в деньгах. Автору надо платить. А вот Чехову не надо платить. И Тургеневу не надо. И Гоголю не надо. А потом, Гоголя можно еще и интерпретировать, и за интерпретацию его пьесы или любого другого произведения, деньги получает уже сам режиссер, и это будет хорошей добавкой к его режиссерскому гонорару.
А еще часто режиссеры говорят о том, что авторы пьес вообще без всякого таланта. Ну куда им до великих и все знающих режиссеров. Так, одна пресс секретарь одного из московских театров, когда ей послал свою пьесу, которую я вам в этой статье презентую, мягко мне так сказала, что писать пьесы это не мое дело и я вообще не обладаю никакими талантами. Вот прямо так и сказала, что нет у меня таланта. Вот так в театре говорить любят. Дело в том, что почему-то люди, работая на хороших должностях в театре, считают что они лучше всех все знают. И очень часто можно услышать от них, что вообще-то зрители ничего не понимают, и что их театры вот просто высочайшего уровня... но, вот беда, зрители подкачали - ничего не понимают, и в их театры не идут, и билеты не покупают.
Причем театры винят в том, что в них не ходят именно зрителей, а не себя великих. Вот очередная выдержка из упомянутого интервью одного худрука.
Одна из болезней нашего времени – драматурга лишили авторитета. Падение уровня образования, низкая культура, царящая в интернете, и как результат – каждый считает себя умнее всех, высота подлинного таланта аннулирована, а значит, и тянуться к ней незачем.
Понимаете, оказывается драматурга лишили авторитета. Но оказывается, что это не худруки и театр просто плюют на современных авторов. Нет, оказывается, что уровень драматургии низок, деградировал. Оказывается, что драматурги вот такие умные пишут что-то. А на самом деле - они ни какие и не умные. Оказывается не слишком они талантливы, или нет... у них нет подлинного таланта. А вы понимаете, что все эти слова "подлинный талант", "высокий художественный уровень" и так далее... Все это не имеет четкого определения. Любого автора можно отбрить и отшить словами, что у него нет высокого художественного уровня, нет подлинного таланта, и его творения просто несовременны.
И я постоянно слышу, что современной и актуальной остается только классика. Но! Нельзя читать и ставить только классические произведения. Современная страна, современное общество требует нового. Не мог ни Островский, ни Чехов, ни Гоголь написать о нас. Они писали о своих современниках, и кстати, когда они писали - они не были классиками. Развитие театра как раз и состоит в том, что там должно быть все - и классика и современное. И вот опять выдержка из упомянутого интервью.
Для меня самый яркий из таких примеров – первый вариант «Вассы Железновой» Анатолия Васильева в Театре им. Станиславского. Это было лучшее из всего им сделанного. Я ходил на каждый спектакль, и каждый раз зал был практически пуст. Публика его не понимала, и прожил он недолго. Но никто не мог сказать, что спектакль плох. А следующей была «Взрослая дочь молодого человека»: переаншлаги, на люстрах висят, в проходах стоят.
А знаете почему, в конце 1970-х годов на "Вассу Железнову" зритель не ходил а на пьесу Славкина "Взрослая дочь молодого человека" валил валом!? При том, что сам режиссер подчеркивал, что говорил в обоих спектаклях об одном. А для меня все просто. Дело в том, что "Васса Железнова" для зрителя конца 1970-х годов была бесконечно далека от их современных проблем и современных реалий. А второй спектакль "Взрослая дочь молодого человека" говорил о том же главном, о чем и первый спектакль, но говорил на фоне современного дня. И именно этот спектакль, о современном дне, был близок тому зрителю. Я часто вижу в театре, как ставят что-то зарубежное. И получаются хорошие спектакли. Но часто вижу и слышу, что зритель многого не понимает. Для него это чуждо, не его. И я думаю, вот перенеси эту бабушку из Оклахомы в Челябинск, и заведи разговор не об их американских реалиях, а о наших - и все всё поймут и примут близко к сердцу. Мы конечно поймем страдания героини пьесы "Месяц в деревне" Тургенева. Но она не будет нам близка. Нам не будут близки страдания барыни, изнывающей от скуки где-то в усадьбе. Да, это можно посмотреть. И это нужно ставить. Но кроме этого есть и современная тематика. А ее нет ни на экране, ни в театре.
Я вам раскрою секрет и скажу, что на самом деле в нашей стране никто никуда не делся. И пьесы до сих пор пишут, и музыку пишут, и стихи пишут и что только не делают и талантов хватает. Вопрос в том, что это все никому не нужно! Просто приди такой талант в театр, на телевидение - дорога ему туда будет закрыта. Пьес в России пишут много. Читаю некоторые из них. И глубоко убежден, я не говорю о себе лично, что у нас хватает замечательных писателей и талантов. Но они остаются в безвестности. Фраза, что талант дорогу себе найдет - сейчас неактуальна. Не найдет. Я часто думал о том, что появись сейчас новый Пушкин, Гоголь, Розов или Вампилов - то они бы оказались никому не нужны. Ходили бы они со своими произведениями по кругу от театра к следующему театру или телеканалу и везде бы им говорили, что несовременно, что неинтересно, что неталантливо. Это обыденность сегодняшнего дня. Зато, вот те, кто сидит по многу лет в кабинетах худруков, продюсеров, прочих чиновников - вот они себя считают уже не просто талантами - гениями.
У нас тут канал о советском времени. И я хорошо знаю советский театр. Я не буду вас здесь "грузить" какими-то выкладками, но могу сказать, что почему-то в советском театре ставили в основном современные пьесы. Это я говорю вам, изучая репертуары основных советских театров. Классика ставилась чаще в МХАТе и в Малом. В остальных театрах шли современные авторы. Часто получалось так, что вызывало у меня даже удивление, что пьеса только-только была написана и тут же ее ставили. Причем, большая часть этих пьес была не то что неплохая, а очень хорошего качества. Работало много завлитов (профессионалов своего дела), искали новые пьесы, новые пьесы издавались в сборниках. Сейчас новые пьесы, а их пишется в год на русском языке около 300-600-т, нигде практически не печатаются и недоступны. За примерами ходить далеко не надо. Написал Эдвард Радзинский свои "104 страницы про любовь" - отнес в Ленком, Эфрос поставил и пошла его пьеса по всей стране - более чем в сотне театров поставили. Написал Арбузов свою "Иркутскую историю" отнес в театр Вахтангова и пошла его пьеса после премьеры по стране. И смотришь репертуары и видишь там только знаковые фамилии авторов, только замечательные пьесы. Были и о партии, было много всякого. Но в основном, была нормальная драматургия.
И вопрос один. А сейчас почему не так!? Что у нас таланты иссякли!? Нет, не иссякли. Есть у нас таланты и много. И я знаю многих авторов, которые пишут очень достойно и хорошо. Но не ставят. Или ставят мало, крайне мало. Ведь классику поставить намного легче. Ее уже много раз ставили, никакой автор режиссеру не помешает переосмыслить текст. А с современной пьесой надо еще повозиться. Там "Три сестры" на люстру не подвесишь, там надо брать психологизмом, драмой - как в той же "Иркутской истории" или в "104 страницы про любовь". И видимо, просто неспособны режиссеры поставить современный спектакль.
А ведь как хочется на сцене увидеть современного героя, который живет среди нас, который на сцене показывает пример того, как оставаться человеком. А нет таких героев. Как и нет современных пьес в театре.
Тут я хочу сказать о моей любимой советской пьесе. И представьте возможна ли такая пьеса сегодня. В 1950-х годах Самуил Алешин написал пьесу "Все остается людям". Она была поставлена в Ленинграде и главную роль много лет играл Николай Черкасов. Потом был снят фильм по этой пьесе. А ведь это пьеса очень простая по замыслу. Да и сюжета там нет. Есть ученый, который узнает, что ему осталось жить год. И вместо того, чтобы поберечься, он решает закончить начатое, осуществить важные не для него, а для народа и страны дела. Можно ли себе сейчас представить такой спектакль, такого ученого!? Нет. Такой спектакль сейчас невозможен, так как современные худруки просто не допустят подобного. Они скажут, что несовременно, неинтересно. А вот ученые такие, просто энтузиасты в нашей стране есть до сих пор. И я бы хотел как раз видеть на сцене театра спектакли о простых людях, о моих современниках - ученых, учителях. Просто рассказывающие о том, как надо во всех ситуациях оставаться человеком, и о том, что на самом дела главное в жизни...
И я хочу вам предложить, кому интересно. Вот моя пьеса. Она называется "Окна выходят на театр". Пьеса написана в 2019-м году, за это время участвовала в ряде конкурсов, побеждала, входила в десятку лучших по всей стране, печаталась в сборнике пьес и в литературном журнале, ставилась в виде отрывков. Но ни один из театров не стал ее брать. И даже наоборот, мне заявили в том, что у меня нет таланта, что я - графоман.
Честно, я бесконечно разочарован в современном российском театре. Разочарован и огорчен теми вершителями судей, которые сидят в креслах режиссеров и худруков. Это масса претензии, масса их величия... но в целом, в итоге - пустота идей. Главное для них - это деньги и их положение.
Вот, пожалуйста, уважаемые читатели, кому интересно, кто интересуется театром, литературой. Почитайте, если у вас есть несколько часов свободного времени. И просто честно скажите - литература это или графоманство. Можно ли это ставить на сцене или нет!? Интересно это или нет!?
И еще добавлю, что эта пьеса как раз о советских людях. О тех, кто строил нашу страну, кто в ней прожил много лет, кто отдавал стране все свои силы, жизни, здоровье. Эта пьеса о простой паре уже очень пожилых людей, которые сохранили в себе любовь и заботу друг о друге.
Может, кому-то это будет интересно... Не знаю... Мое разочарование в театре уже настолько велико, что кажется, что это уже никому не нужно и неинтересно.
Пьесу можно почитать по ссылке здесь.
Или в литературном журнале здесь.
Если интересно мое творчество, то остальные пьесы вы можете посмотреть вот здесь.
Буду рад вашему вниманию и отклику.
От себя еще добавлю, что пьеса "Окна выходят на театр" писалась не о реальных людях. Это больше собирательный образ. Но прототипы были. И они жили среди нас и это были достойные люди. И мне бесконечно жаль, что театр пренебрегает, избегает говорить со сцены вот о таких настоящих людях, цельных, искренних людях, о которых я и написал эту пьесу. И еще... Пожалуй, театр сейчас избегает говорить о важных для нас вопросах, о насущных вопросах. Театр сейчас это некая резервация для своих...
Дмитрий Ластов