Сегодня хочу порассуждать с вами на тему, нужно ли вкладываться в ранее развитие и образование детей или это все маркетинговые уловки и вот, когда ребенок вырастит, тогда и сам решит, что ему изучать и кем быть. Речь идёт не только о развивашках (в т.ч. дома), но и о посещении различных кружков, дополнительных занятий, музеев и других досуговых мест.
Моё мнение – развивать, и вот почему:
1. Только дав ему всю палитру вкусов (если не всю, то максимально возможную), у ребёнка будет широкая картина мира, а как и что можно, как одно дополняет другое и т.д. Простой пример: как ребенок поймёт, что ему нравится рисовать, если он это не попробует? Поддержать интерес можно и посещением выставок (в более осознанном возрасте конечно, надо по ребенку смотреть), где можно будет показать, и масштаб развития (смотри, какие большие картины можно рисовать) и объяснить, что, если много чем-то заниматься, то обязательно твои работы заметят и возьмут на выставку, куда будут приходить другие и наслаждаться.
2. Доказано, что в раннем возрасте формируются нейронные связи!
В период с рождения до трех лет — время наивысшей активности мозга. К трем годам объем мозга ребенка составляет уже 80% от мозга взрослого человека. Увеличение объема мозга происходит за счет особых глиальных клеток: они необходимы для существования нейронов. Начиная с трех лет, начинается резкое торможение в темпах мозгового развития, а после шести лет оно практически полностью замедляется и заканчивается формирование. Способности мозга шестилетнего ребенка практически совпадают с возможностями взрослого человека!
(источник: https://www.nestlebaby.ru/articles/razvitie-mozga-rebenka-0-3-goda).
3. Я искренне верю, что когда ребенок напитан с малых лет искусством, творчеством, это даст ему больше опоры в жизни, т.к. это автоматически будет повышать его норму общения, выбор окружения, формировать чувство достоинства, уважения, восприятия.
Поэтому с самых маленьких лет мы ходим с детьми на развивающие концерты, спектакли, представления, не считая обычных рутинных занятий (я не самая фанатичная мама, но почти ежедневно стараюсь что-то делать с детьми, хотя больше конечно занималась с первой дочкой).
Поэтому моя большая миссия как мамы – дать максимум того, что я могу, в том числе и образования. Елена Малышева в одном из своих интервью сказала такую фразу:
Дайти своим детям самое лучшее образование. Вот только какое можете себе позволить, в рамках своих средств, но самое лучшее. Оно того стоит.
Есть конечно и так называемые самородки, которыми особо никто не занимался, а у них прослеживаются ярко-выраженные способности в чем-либо. Но, во-первых, это больше исключение из правил и мне не хочется брать на себя такую ответственность за "само вырастит", потому что я знаю, что могу влиять на этот процесс до какого-то возраста и от меня зависит формирование привычек, ценностей, понимание культуры, этикета и проч. А, во-вторых, мы не знаем, каких бы результатов добился человек, если бы с его яркими способностями еще и занимались. Не зря же существует выражение "талант - это 1 % способностей и 99% труда".
При этом я адекватно подхожу к процессу развития:
- не пичкаю ребёнка всем подряд, или, что интересно мне самой, а не ребенку. Изначально, я наблюдаю, смотрю, в чем есть интерес и уже дальше думаю, как можно поддержать огонек любопытства. Например, старшая дочка рано научилась говорить и любила наряжаться и что-то свое показывать, и я увидела интерес к творчеству, чему-то актерскому. Стали ходить на разные спектакли, ей тоже было очень интересно, а по возвращению, она устраивала свои представления перед игрушками. Кстати в статье ниже прикреплю обзор кукольных театров в Москве.
Тоже самое было с рисованием, гимнастикой - через разные ситуации и наблюдения. И главное то, чем она сейчас занимается ей нравится.
- Помнить, что все может поменяться и повернуться в другую сторону. Т.е. не возлагать каких-то надежд на Олимпийские медали или сцену в лучших театрах - учится отличать наши нереализованные мечты от истинного интереса детей.
- Следить за нагрузкой, чтобы не было эффекта "пере" и как следствие выгорания. Я помню в своем детстве, у меня была занятость 6 дней в неделю и я все время куда-то после садика должна была еще ехать заниматься, в итоге выгорела и отказалась от всего. Это тоже ошибка, сразу бросить все, но не суть. У дочки все занятия в садике, что очень удобно и родителям и самому ребенку - не нужно тратить время и силы, чтобы уда-то дополнительно ездить (кроме гимнастики раз в неделю, но это посильно), поэтому вечером она приходит и у нее время на ее игры и все то, чем ей хочется позаниматься, даже, если мне кажется, что это что-то глупое, я даже не лезу - всем нужен отдых и разгрузка.
Да, многое упирается в финансы, но я уверена, что эти расходы не пройдут бесследно, даже, если, как я уже сказала, дети не станут чемпионами или ведущими артистами мировых сцен. В первую очередь - это развитие личности и те качества, которые сформируются, будь то сила воли, целеустремленность или чувство вкуса будут с ними всю жизнь.
Свои наблюдения, в каком возрасте найти таланты детей, писала здесь.
Поделитесь в комментариях, куда ходят ваши детки, какие интересы у них замечаете?