Нина открыла ящик. Полки, когда-то заполненные крупами, были пусты. Она посмотрела на опустевшие баночки и вздохнула. Когда ее сократили, денег стало катастрофически не хватать. Ее муж, Валера, от тягот жизни запил и приносил домой лишь тот минимум, которого не всегда хватало на оплату коммунальных услуг.
Нина устроилась на подработку, но с больным ребенком долго не поработаешь. Хорошо, что выручала старшая дочь, Вика, которая приходила после школы и занималась с младшим братом.
Когда Витюше поставили страшный диагноз — диабет, жизнь в их семье пошла под откос. Мальчику потребовались лекарства, дорогое лечение, специальное питание и много внимания. Валера не выдержал стресса и сдался. Нина осталась без поддержки и из-за систематических прогулов ее уволили. Одна Вика была все такой же улыбчивой, доброй и старалась помогать маме как могла.
Вика хорошо училась, выполняла дела по дому и даже в своем юном возрасте хотела на каникулах устроиться на работу, чтобы маме легче жилось. Она сказала об этом бабушке, по секрету, чтобы она посоветовала ей место, где можно подработать в ее возрасте. Но почему-то бабушка возмутилась и после разговора долго отчитывала маму.
— Нина, ты никудышная мать! Не можешь обеспечить девочке нормальное существование! Вот если бы мой сын, Федор, был жив...
— Владлена Борисовна, я справляюсь, просто затраты высокие, Витюша болеет, — Нина опустила глаза.
— Родила от этого... пьяницы! Зачем рожала?
— Владлена Борисовна...
— Я обращусь в компетентные органы и добьюсь, чтобы тебя лишили прав! Заберу внучку себе.
— Прошу вас, Владлена Борисовна, не лезьте в нашу жизнь. Нам и так сейчас несладко, — твердо сказала Нина.
Свекровь ушла, хлопнув дверью. Витюшу она не воспринимала, потому что он не был ее родным внуком. Помогать и водиться с ним она не собиралась и всячески осуждала Нину за то, что та, после смерти первого мужа вышла замуж второй раз. Но ведь Нина не была виновата в том, что Валера оказался таким слабохарактерным... А перевоспитывать его она не могла. Не хватало сил на все.
Нина вспомнила последний разговор со свекровью и вздохнула. Ее помощь сейчас бы не помешала, потому что у Нины элементарно не из чего было готовить. Вчерашнюю кашу они доели на завтрак, а отложенные средства она потратила на лекарства.
Нина вытащила из закромов небольшой пакетик с перловкой и включила газовую плиту.
— Мамочка, а ты можешь сварить суп? Как раньше? Чтобы там было много мяса и соленые огурцы! — Вика заглянула на кухню и увидела ненавистную перловку. Она вспомнила, как на прошлых выходных бабушка брала ее к себе и угощала таким супом, называя его рассольник. Тогда Вика решила, что это ее любимый суп. И хотя в нем тоже была перловка, но как было вкусно...
Нина посмотрела на дочь и расплакалась. Она не могла объяснить девочке, что у нее нет денег на мясо.
— Мамочка, почему ты плачешь? Я тебя чем-то обидела?
— Нет, милая. Все хорошо. Сварю... на следующей неделе, когда Валере дадут зарплату, — тихо сказала она.
— А сейчас?
— Сейчас будем есть кашу.
— Почему?
— За мясом надо идти в магазин.
— Я могу сходить и купить. У меня даже деньги есть! — заявила Вика.
— Это правда? — удивилась Нина.
Вика достала из кармана небольшую купюру.
— Вот...
— Откуда у тебя деньги?
— Бабушка дала. На сладости.
— Вика, солнце мое... как же это сейчас кстати... — Нина встала, смахнула слезы и обняла дочь. — Сходи в магазин, купи, пожалуйста, курицу и вот еще что... — Нина написала на листе бумаги небольшой перечень самых необходимых продуктов. — Будет у нас сегодня вкусный суп.
Вика была рада, что мама доверила ей такое ответственное дело. Она быстро надела сандалии и, сжимая в руках купюру, побежала к магазину.
Но до магазина она не дошла.
На перекрестке ей на глаза попалась старушка. Она сидела на деревянном ящике, морщинистая, скрюченная, в платочке и с небольшой авоськой и коробкой. Перед ней не стояла тарелка для подати, но Вика поняла, что бабушке нужна помощь. Она подошла к ней, чтобы узнать, почему она плачет.
— Пенсию у меня украли, дочка... вытащили кошелек. Вот теперь не знаю, как жить. Сама-то я как-нибудь выживу, мне много не надо, сухарей поем. А им тяжко придется... я их приучила к молоку. А кто же мне молока бесплатно даст? Побираться я не могу, совестно... Вот и пришла на перекресток, может быть, добрые люди найдутся, возьмут к себе. Я уже старая, не прокормлю.
Бабушка нагнулась, открыла коробку и оттуда выглянули три пушистые мордашки. Один совсем маленький, и двое взрослых.
— Какие милые... а мне мама не разрешает кошку завести. Говорит, не прокормим... — вздохнула Вика. — И давно вы тут?
— С самого утра. Люди мимо проходят, никто не остановился. Наверное, придется отпустить их на волю.
— Как же отпустить?! Они же пропадут... — испугалась Вика.
— Как-нибудь обойдется, с Божьей помощью, — вздохнула старушка, поправив платок. Один из котов вылез из коробки и полез к ней на руки, громко мурча и ластясь. Вика очень любила животных и не могла представить, что они будут голодать.
— Тетенька, давайте я вам помогу? Только вы не выгоняйте котят, пожалуйста...
— Чем же ты мне поможешь, дочка? — грустно улыбнулась старушка.
— Вот! Возьмите, — Вика протянула ей купюру. — Купите себе еды, и кошек накормите. Тут на молоко хватит.
— Хватит... да, — растерялась старушка. — А тебя родители не отругают за это?
— Нет, конечно. У меня мама добрая. Она поймет. И вообще, это мои деньги. Мне бабушка дала на конфеты.
— Старушка немного поколебалась, но, решив, что эту девочку ей послали Небеса, горячо поблагодарила Вику и взяла деньги.
— Ну теперь мы не пропадем. До пенсии протянем. А тебе, дочка, здоровья и счастья. И родителям твоим, за то, что такую дочь вырастили.
Вика улыбнулась. Она забыла про магазин и про список продуктов, развернулась и поторопилась домой, чтобы рассказать маме про случившееся. Вика рассчитывала на то, что она ее похвалит.
Она открыла дверь и с радостным лицом забежала на кухню.
— Ну что, милая, принесла? — спросила мама, удивленно смотря на довольную дочь с пустыми руками.
— Нет, — заявила Вика.
— А что случилось? Магазин закрыт? Сходи в другой. На углу открыли продуктовый. Иди, вода уже кипит...
— Не могу, мамочка. Прости.
— Почему? — побледнела Нина.
— Я отдала деньги старушке.
— Какой еще старушке?!
— С котятами, — Вика рассказала о случившемся, и ее мать обессиленно опустилась на стул.
— Как же так? Ты же знала, что нам нужны эти деньги...
— Но им они были нужнее...
Нина не успела ничего сказать, потому что отчим вернулся домой, подслушал их разговор и очень разозлился.
— Ты, бестолковая, глупая девица! Как ты могла потратить последние деньги на такую чепуху?! — кричал он, пугая Вику. Нина молча хлопала ресницами. Она не знала, что делать. — Иди и забери их обратно! Верни потраченное или я за себя не ручаюсь!
ЛЮБОЕ КОПИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТА БЕЗ ВЕДОМА АВТОРА ЗАПРЕЩЕНО!