Или ЦЕССНА.
Название этих легкомоторных самолётов жители СССР могли узнать, разве что, из западных детективных сериалов или, изредка, из сводок новостей, мол, такой-то миллионер разбился на своей СЕССНЕ в Альпах или Кордильерах.
Но 28 мая 1987 года случилось чудо, и, одновременно, катастрофа: 18-летний пилот-любитель из ФРГ Матиас Руст совершил перелёт из Гамбурга через Рейкьявик и Хельсинки в Москву, приземлившись на Большом Москворецком мосту. Можно сказать - чуть и влетевшим в Кремль. И вот тогда миллиарды людей по всему миру услышали о существовании самолёта по имени "СЕССНА-172", на котором, оказывается, можно всё это провернуть.
...Самый первый летательный аппарат под названием "Серебряное крыло" был создан Клайдом Сессной, американским предпринимателем из Канзаса, в 1911 году. Его считают первым авиатором на Великих равнинах. Поскольку был он не Рокфеллером и не Морганом, а именно Сессной, заработавшим немного денег на продаже подержанных автомобилей, его творения были выполнены из дерева и ткани. А на их производство ему пришлось брать кредит в банке, причём деньги ему дали не сразу.
Вместе с компаньонами - Ллойдом Стирманом и Уолтером Бичем Клайд Сессна в 1924 году создали компанию Travel Air Manufacturing Company, производившую лёгкие самолёты. Правда, потом они разошлись, и каждый открыл своё дело по производству самолётов. В частности, в 1927 году возникла компания Cessna-Roos Aircraft Company, которая затем превратилась в Cessna Aircraft, после того как Клайд Сессна стал единственным держателем акций.
Потом была Великая депрессия, из-за которой все работы были приостановлены. Однако даже в это тяжёлое для страны время самопальный авиатор нашёл в себе силы создать в 1933 году уникальный спортивный самолёт СЕССНА CR-3, на котором был установлен рекорд скорости для аэропланов с двигателями объёмом до 500 кубических дюймов - 381 км/ч.
Но далее была чёрная полоса: друг Клайда, Рой Лиггетт, разбился во время соревнований, и Сессна решил отойти от дел. Компания была на грани разорения, однако племянники Сессны, Дуэйн и Дуайт Уоллесы, которые приняли дела, сумели не только выкарабкаться из кризиса, но и вывести компанию на мировой уровень.
Кому война, а кому марь родна: именно Вторая мировая дала возможность Cessna Aircraft получить выгодные заказы для армии США и Канады.
После войны линейка самолётов была расширена, началось производство цельнометаллических моделей гражданского назначения. И в 1948 году Американская ассоциация пилотов-инструкторов признала модель СЕССНА-140 «Выдающимся самолётом года».
Потом появились и одноимённые вертолёты, а также бизнес-джеты.
А упомянутая выше модель СЕССНА-172, производство которой началось в 1956 году, стала самым популярным самолётом в мире. Всего с 1956 года их было произведено более 43 тысяч, и это количество только растёт.
Но в 1984 году новый владелец компании принял решение продать Cessna Aircraft концерну General Dynamics. Возможно, это было вызвано тем, что участилось количество несчастных случаев, связанных с эксплуатацией устаревших пропеллерных моделей.
И даже изящный "рекламный ход" Руста не особо повлиял на ситуацию. Потом была череда взаимных приобретений и поглощений, но в итоге в 2012 году Textron создала подразделение Textron Aviation, куда были переданы компании Cessna и некоторые другие производители самолётов.
Клайд Вернон Сессна (5 декабря 1879 – 20 ноября 1954) - американский авиаконструктор и предприниматель.
Родился в Хоуторне, штат Айова, США. Где учился - не ясно, но доподлинно известно, что в 25 лет он открыл торговлю автомобилями и неплохо раскрутился.
В 1910 году после посещения авиационного шоу Сессна увлёкся авиацией. Он продал бизнес, оставил семью дома и отправился в Нью-Йорк, учиться самолётостроению в мастерских Queen Aeroplane Company. На собственные деньги приобрёл аэроплан, попытается учиться на нём лётному делу, но разбил машину вдребезги, чудом оставшись в живых.
И сделал вывод, достойный бизнесмена: надо самому построить новый самолёт! Мужик сказал - мужик сделал. С этого всё и началось.
Стоит отметить, что Сессна не имел научной базы, поэтому строил свои самолёты интуитивно, находя решения методом проб и ошибок. Одна из аварий стоила ему раздробленной ноги, что заставило Клайда передоверить испытание своих самолётов сыну и ученикам (чужие ноги - не свои). Но, тем не менее, результат был налицо: его компания развивалась и приносила прибыль.
В 1918 году Сессна открыл авиашколу для будущих пилотов. А потом построил завод по производству своих самолётов.
Во многом благодаря ему американцы стали самой летающей нацией.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!