Найти тему
Только факты

Несостоявшийся переворот, или «Никто не хотел рисковать». Армия была готова, а остатки власти нет

Подавляющему большинству населения в СССР на рубеже 80-х и 90-х годов уже было ясно: горбачёвская «перестройка» провалилась, ни одна из заявленных в 85 году целей не была достигнута. Более того: те косыгинские наработки и планы реформаторства, которые как раз и стали приносить плоды к 85-86 года, были отброшены.

Разрешённое «кооперативное движение» на деле стало средством отмывания денег «цеховиками», а вместо контролирующих деятельность кооперативов органов появилось такое уродливое создание, как рэкет. А он, в свою очередь, сформировал целые преступные, даже бандитские кланы.

Однако мало кто знает, что в армии в то время ещё находились решительные люди, способные взять ситуацию под контроль. Это и совсем молодой тогда ещё Лев Рохлин, и Александр Лебедь, и фигуры покрупнее и поавторитетнее. Генералы Макашов и Варенников, например.

Генерал армии В.И. Варенников. Яндекс картинки
Генерал армии В.И. Варенников. Яндекс картинки

Готовые следовать присяге и не отвлекаться на навязываемые нашей стране «демократические ценности». Чем они окажутся на деле, многим было ясно уже тогда. Недаром слово «дерьмократ» появилось как раз на рубеже 89-90-х. А «народное творчество», как известно, лучший показатель отношения народа к происходящему.

Однако военным нужна была хотя бы видимость легитимности. Им не хотелось действовать в стиле греческих «чёрных полковников» или генерала Пиночета (хотя, надо сказать, что такие призывы раздавались, причём как раз из народной гущи – до такой степени людей происходящая вакханалия уже «достала»!).

Хотя, конечно, люди не понимали до конца, ЧТО они призывают на смену творящемуся бардаку.

Тем не менее, случившийся в августе 1991 года ГКЧП никак на попытку исправления ситуации путём переворота не тянул. Ни гражданского в виде спасающей Отечество хунты, ни военного – хотя в числе заговорщиков были и Председатель КГБ Крючков, и глава МВД Пуго, и министр обороны Язов.

Эти силовики, несмотря на все их достоинства как обычных людей и непричастность к коррупционным схемам того времени, не имели главного – твёрдого желания навести порядок – пусть даже этот порядок обеспечивался бы некоторыми не только «неудобствами», но и жертвами.

Но ещё хуже обстояли дела в политическом руководстве страны. Из всего состава Политбюро того времени лишь один человек – Е.К. Лигачёв был готов взять на себя хоть какую-то ответственность за происходящее.

А Горбачёва он уже в открытую называл «изменником». За что и поплатился – его уже в 1990-м вывели из состава не только Политбюро, но и Центрального комитета партии.

Хотя какая там была уже «компартия»? Это было сообщество вырожденцев, достаточно «милого доброго дядюшку» Яковлева вспомнить. И перед ними уже во весь рост стояла неприкрытая задача раздербанить страну, её общенародную собственность, приватизировать всё, до чего только дотянутся шаловливые ручонки.

А дотянуться могли практически до всего – ведь партия ещё оставалась фактической хозяйкой страны, и все нити управления были у неё в руках.

Егор Кузьмич Лигачёв. Яндекс картинки
Егор Кузьмич Лигачёв. Яндекс картинки

Военные были к происходящему особенно чутки – ведь финансирование армии сокращалось не по дням, а по часам. Ликвидировалась Группа советских войск в Германии – а это был настоящий ударный кулак, направленный в подбрюшье НАТО!

Войсковая группировка, которая была центром и осью всего Варшавского договора – недаром именно восточные немцы в значительной степени привели в чувство чехов, когда те вздумали в 1968 реставрировать у себя капитализм.

И вот в 1991 году, сразу после попытки павловской денежной реформы (когда подлежали обмену на рубли нового образца 50-ти и 100-рубрёвые купюры), генерал Варенников обратился к депутатам группы «Союз» - наиболее политически активного на то время объединения депутатов. С прямой просьбой от лица армии – призвать её на защиту конституционного строя!

И что же? Депутаты притихли, разбились на группы, стали что-то с жаром, хотя и вполголоса, обсуждать. Один из инициаторов этой встречи на Новом Арбате, 19 Владимир Литов, опытный аппаратчик Верховного Совета, стал переходить от одной такой группы к другой в попытке поддержать предложение военных.

Но везде встречал не только отказ – но и откровенную трусость и враждебность! Не нашлось никого, кто подписался бы под воззванием. И генералу армии, заместителю Министра обороны пришлось уйти ни с чем. Хотя именно под его началом находились самые боеспособные части, управление над которыми ещё не было потеряно.

А через полгода случился тот бездарный ГКЧП, в который его даже не пригласили…

Друзья! Понравилась статья - поддержите лайком и не забудьте подписаться на канал, если вы этого еще не сделали! Тогда новые статьи не пройдут мимо вас. Все интересное еще впереди! Благодарю!