Найти тему
Учительская

«Сколько мусора запрашивается из школы»: глава Рособрнадзора высказался о бюрократической нагрузке на учителей

При планировании оценочных процедур на региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне учебного заведения нужно избегать дублирования. Об этом заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев на конференции по развитию системы оценки качества образования в РФ.

   Фото: пресс-служба Минпросвещения России
Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что осенью текущего года пройдут новые исследования для оценки качества общего образования. Это необходимо, чтобы отследить динамику его развития. Музаев уточнил, что по результатам последнего цикла исследований, средний показатель достиг 10,5. То есть российская система образования вплотную приблизилась к достижению целевого показателя, чтобы войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.

Замруководителя Рособрнадзора Евгений Семченко рассказал, что на следующем этапе оценка будет идти на основе интегрированного индекса школьного образования. В него будут включены показатели по четырем направлениям: индекс качества обучения; индекс сформированности ценностных ориентаций; индекс школьного благополучия и индекс профессионального самоопределения. По словам Семченко, такой подход позволит вести мониторинг показателей на всех уровнях управления – региональном, муниципальном, школьном. Это можно будет делать через расчет индекса на каждом управленческом уровне, вплоть до школы. «Это будет практикоориентированный результат, который управленцы на всех уровнях смогут применить в своей работе», – пояснил замглавы Рособрнадзора.

ВПР: сокращение длительности и компьютеризация

Анзор Музаев сообщил, что сейчас обсуждаются изменения проведения Всероссийских проверочных работ (ВПР). Так, со следующего учебного года планируется сократить длительность всех ВПР до одного урока. Глава Рособрнадзора отметил, что сейчас результаты ВПР учитываются по желанию школы. Но в перспективе результаты ВПР будут учитываться не только как итоговая оценка, но и станут более весомыми, добавил он.

Замглавы Рособрнадзора Евгений Семченко обратил внимание на то, что есть проблемы с объективностью ВПР. По его словам, одним из решений данной проблемы может стать внедрение компьютерного формата ВПР. Семченко отметил, что работы, которые писали в этом году на компьютере, показали более высокую объективность результатов, чем написанные в традиционном формате. «Мы будем ускоренными темпами двигаться в сторону компьютеризации оценочных процедур», — заявил замглавы Рособрнадзора.

   Фото: пресс-служба Минпросвещения России
Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Бюрократическая нагрузка на учителей и школы

Анзор Музаев заявил, что принятые решения по снижению бюрократической нагрузки на учителей и школы будут отслеживаться, опираясь на опросы педагогов. Он добавил, что Рособрнадзор будет это делать при участии Генпрокуратуры. Музаев призвал руководителей органов управления образованием регионов проанализировать все запросы, которые направляются в школы, на предмет их обоснованности. «Посмотрите, какие данные вы собираете. Вы будете очень сильно удивлены, сколько мусора запрашивается из школы, и эти сведения никто нигде не использует», – заявил Анзор Музаев.

Оценка эффективности воспитательной деятельности

Советник руководителя Рособрнадзора Наталья Алтыникова рассказала, что при разработке модели оценки эффективности воспитательной деятельности общеобразовательных организаций Рособрнадзор ориентировался на ФГОС. Она уточнила, что именно во ФГОС обозначены личностные результаты образования по восьми направлениям: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, духово-нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, трудовое воспитание, экологическое воспитание и ценности научного познания.

Алтыникова пояснила, что в рамках мониторинга оценка проводится по 21 показателю, разделенным по четырем критериям: компетентность учителей, личностные результаты школьников, удовлетворенность воспитательной деятельностью и вовлеченность в воспитательную деятельность.

По ее словам, диагностика по разработанной модели была проведена весной этого года. В ней участвовали 309 школ из 35 российских регионов. У 60% школьников был выявлен высокий уровень личностного развития. Самые высокие результаты были показаны по направлениям гражданского, патриотического, духовно-нравственного и трудового воспитания.

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».