Древнее сказание передаёт, что Александр Македонский на смертном одре на вопрос, кому он завещает своё царство, ответил: "Сильнейшему". После смерти Александра начались войны из-за огромных территорий, которые остались без наследника. Во историческом смысле, наследство было предоставлено целому государству, которое образовалось на западном берегу Средней Италии. Во время распада Македонской империи это государство переживало уже свой 4-ый век и готовилось распространить своё влияние на все государства Средней Италии.
В 753 г. до н. э. в низовьях реки Тибр стало возрастать и достигло самостоятельности местечко Roma (Рим). В поздние времена, под греческим влиянием была создана легенда о зарождении этого города, о братьях-близнецах Ромуле и Реме, являвшимися сыновьями бога войны, которых вскормила волчица.
Изначально, это было совершенно непримечательное селение, которое ничем не отличалось от других. Основу населения составляли земледельцы. Поселение состояло из определённого числа семей, где соблюдалось строжайшее единобрачие. Главой семьи было отец, ограничиваемый только религией, мать-хозяйка дома.
По другую сторону Тибра простиралась область Этрусков, которые поселились здесь, постепенно двигаясь с севера. Этруски были полной противоположностью латинянам по обычаям, языку, и государственным учреждениям. Этот народ расширился, имея подконтрольные территории от реки По до реки Тибр, а выше Рима у них был свой город Фидены. Жизнь этрусков была настолько роскошна, что жизнь латинян в сравнении казалась скудной.
Позднейшие римские писатели писали о Временах Царей (753-510 г. до н. э.). Эти записи насчитывают 7 царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Каждый из этих царей сыграл важную роль для развития Рима.
Несомненно, что город начал расти и крепнуть и вскоре захватил все 7 холмов, окружающих Рим, которые впоследствии были обнесены одной стеной. Город присоединил к себе все окрестные сёла, в некоторых случаях применяя оружие. Рим быстро занял преобладающее положение в Лации, далеко обогнав в развитии старую столицу страны Альба Лонгу, а затем вступил с ней в борьбу и разорил её. Тогда Рим встал во главе союза латинских городов. Союз предоставлял всем его участникам право водворения в Риме, что повлияло на рост новой столицы. Но это привело к противоположному явлению, которое повлияло на всё дальнейшее развитие государства.
К первоначальным жителям Рима- к патрициям, примкнули новые жители- плебеи. Это сыграло на руку патрициям, так как к каждому патрицию присоединялся плебей, который находился под покровительством первого. Патрон, или защитник, был представителем плебеев, которые не обладали никакими политическими правами.
Шестой царь, Сервий Туллий, провёл реформу, по которой происходило новое разделение плебеев. Весь народ- патриции трёх древнейших триб и плебеи- был подразделён по имущественному положению, то есть, по количеству земли и скота, находившихся во владении, на пять классов, а в составе этих классов на центурии (сотни). Эта реформа была пригодна для военных целей.
Первый класс составляли покрытые бронёй тяжеловооружённые войны, из которых состояли первые четыре шеренги; Второй и третий класс составляли солдаты в неполном вооружении. Они располагались в средних рядах; Четвёртый и пятый класс составляли составляли легковооружённые войны, которые становились в последних рядах.
В войске различались два комплекта: центурии молодые (17-46 лет) и центурии старые (46-60 лет).
Единственная выгода этой реформы состояла в том, что плебеи наряду с патрициями были привлечены к военной службе. Реформа Сервия Туллия была не так демократична, как это может показаться. Были приняты меры к тому, чтобы центурии первых трёх классов имели при голосовании перевес, даже когда на собраниях приходилось принимать важные решения. При этом, права патрициев оставались неприкосновенными.
После Сервия Туллия правил жестокий Тарквиний Гордый, который будто бы заставил трепетать этрусков, теснил латинян, а так же некоторые соседские племена, и даже свой собственный народ, в лице патрициев и плебеев. В предании говорится, что в 510 г. до н. э. сыном Тарквиния было совершено дерзкое насилие над благородной римлянкой, что послужило поводом к восстанию, которое в один день положило конец правлению Тарквиния и обратило римское общество в свободное государство- республику.