Предлагаю вашему вниманию несколько произведений, впечатление от которых сохранилось у меня с детства. В ту пору я пожирал массу литературы, препятствием были только сначала дефицит, а потом жалкое состояние книжного рынка и скромность местных библиотек.
Родился я в семье офицера, мы много переезжали и главным плюсом для меня было то, что предыдущие жильцы, как правило, оставляли книги. Не понимал такого отношения к святому, на мой взгляд, но был благодарен. В основном, вот в таких залежах и можно было найти интересное и неожиданное.
Не сказал бы, что это самые любимые книги. Это не самые известные, но самые неожиданные. Когда ты открываешь «Преступление и наказание», ты уже наверняка что-то слышал про неё, точно слышал про Достоевского. И впечатление в значительной степени предсказуемо. С этими было по-другому.
Смерть героя. Ричард Олдингтон
Эта книга не получила той популярности, какой заслуживает. Её автор вообще больше известен как поэт. Среди книг о первой мировой войне где-то далеко за творениями Ремарка и Хемингуэя. А ведь «Смерть героя», в отличии от канонической «На западном фронте без перемен» не делает робкие попытки задавать вопросы, она яростно отвечает. Безжалостно и цинично. «…дивная старая Англия. Да поразит тебя сифилис, старая сука, ты нас отдала на съедение червям (мы сами отдали себя…».
Никаких фанфар а-ля Киплинг, только горькая правда о человеке, обществе, государстве и политике. Пожалуй, консервативная Великобритания начала прошлого века не могла такое переварить и пыталась «задвинуть» роман. А жаль. Столько интересных, ярких мыслей не только о войне, но и о современном искусстве, о семье, о половых отношениях, о патриотизме и многом другом. Неожиданно сильно.
Один год неспокойного солнца. Генрих Боровик
США. Эта страна была всегда небезразлична нам. Но интересного материала про нее найти было непросто. Война во Вьетнаме, арест Леонарда Пелтиера или визит Саманты Смит – как освещение этих событий могло ответить, чем живут рядовые американцы, к чему стремятся, какого мира хотят для своих детей?
А эта книга впервые дала мне возможность увидеть США изнутри. Про быт обычных американцев мы тогда, в середине восьмидесятых, имели очень смутные, стереотипные представления.
Боровик показывает простые человеческие чувства, которые не нужно объяснять нормальному человеку в любом уголке земного шара. Как чувства отца, разыскивающего убежавшего к хиппи сына.
Кроме того, автор видит и человеческие качества высшего порядка. Как принципиальная честность прокурора Гаррисона (его сыграл в фильме Оливера Стоуна великолепный Кевин Костнер), много лет продолжающего расследование убийства Джона Кеннеди, несмотря ни на что.
Как-то перекликается с «Одноэтажной Америкой» Ильфа и Петрова, которую я читал позже. Классики описывали США середины 30-х годов. Как раз в то время Булгаков работал над своим главным романом. После обоих описаний американцев вспоминаются слова Воланда о москвичах: «… люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было...ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…».
Дорогой длинной…Александр Вертинский
Если бы маэстро не прославился как эстрадный певец, он точно бы стал известен как прозаик. Читая его воспоминания, наслаждаешься легкостью языка, остроумием автора, умением высветить главное в предлагаемых сценах.
При всем этом, книга – едва ли развлекательное чтение. Есть моменты для очень серьёзных, даже тяжелых мыслей. О жизни, судьбе, причудливости пути человека, его характере и многом другом.
По ходу повествования страны и ландшафты, исторические личности и простые люди, чувства и настроения автора меняются просто и быстро, как декорации. Затягивает, очень нескучно.
Ещё тогда, в прошлом тысячелетии, я подумал, что экранизация такой жизни будет, по меньшей мере, зрелищной. Удалось ли это создателям недавнего сериала – вопрос спорный.
Чужак в чужой стране. Роберт Хайнлайн
Так получилось, что фантастики в детстве я читал не много. Конечно, было немного Беляева и даже Стругацких, а вот зарубежных фантастов в своих руках вообще не вспомню. Наверное, не попадалось, или впечатлений от реальности мне хватало с избытком.
Тем удивительнее было моё знакомство с «Чужаком…». Ещё удивительнее было то, что я не мог оторваться, пока не прочитал её до конца. И сразу перечитал. Воображение работало на всю катушку.
Как представить себе сознание человека, выросшего без «человеков»? Какой будет ментальность, не испытавшая влияния земных общества, близких, коллег, соседей, истории, пропаганды и прочая? Врезалось в память, как мучительно главный герой пытается понять «земное» чувство юмора. «Вам весело от того, что близкому плохо?»
Несмотря на сомнительную концовку (не вдохновляла ли она Зюскинда при написании «Парфюмера»?), впечатление было очень сильное. Неожиданно сильное.
Замыслил я побег. Юрий Поляков
Эту книгу я читал позже всех из перечисленных. Нашел её также на съёмной квартире, которую уже снимал сам. Хрупкую мамину шею я покинул ещё студентом.
Удивительно, как тогда вообще нашлось время на такое чтение. Тем более современник. Тем более отечественный. Тем более художественная. Российская и современная. Но, едва начав, вчитался.
Даже не сюжет, не главный герой и его поступки так увлекает. Фон, на котором происходит действие. Вернее, как его показал автор. Как через своё ощущение он его раскрасил. Время перестройки и распада Союза.
Ты как будто заново переживаешь своё собственное недавнее прошлое. Всё это было в твоей собственной жизни, ты видел жизнь героев своими глазами.
Остается горькое чувство по поводу жизней простых бывших советских россиян. Им выпало многое пережить, и не у всех это получилось. Впрочем, это отдельная большая тема.
Побольше Вам хороших книг! Качественных и неожиданных!