Найти тему
NePOET Sergey Romanov...

Народные сказки СССР...

Судьбы традиционных жанров фольклора, выяснение причин и характера их трансформации – проблемы, которые волнуют не только фольклористов, но и всех, кому дорого народное искусство.

Произведения фольклора и, в частности русские сказки не остаются неизменными, так как они всегда связаны с действительностью, адресованы современнику. В периоды изменения общества, с изменением экономических и культурных отношений людей эта связь усиливается, что приводит к резким изменениям сюжетов и стиля. Одни изменения оказываются случайными, непродуктивными, другие же приобретают характер типовых, закономерных явлений, определяющих судьбу жанра.

-2

Исследование народной сказки советского времени показывает всю сложность, подчас противоречивость и неравномерность процессов, происходящих в современном народном творчестве.

-3

Еще в 1920-х годах собиратели отмечали, с одной стороны, активное бытование сказки в районах русского Севера, Сибири, некоторых центральных областей, с другой – почти полное исчезновение сказочной традиции в большинстве центральных и южных районов европейской части в СССР. Старинная сказка уже не жила живой жизнью, ею мало интересовались, и те из представителей старшего поколения, которые в свое время выучились рассказыванию этих сказок, хранили их, как мертвый груз, все дальше и дальше отходивший в памяти.

  Во время Великой Отечественной войны наблюдался резкий всплеск жизни сказки. Сказки рассказывали в окопах, партизанских отрядах и госпиталях. Сказка вернула свою социальную функцию – отвлечь от суровой реальности, поднять настроение, вселить оптимизм. Фольклорист Н. В. Новиков, который во время войны был офицером, артиллеристом-минометчиком, вспоминает: «Идет бой. Лица воинов сосредоточены, напряжены, суровы. Каждый выполняет возложенную на него обязанность или, как говорят на фронте, «работу». Но стоит только смолкнуть бою и наступить минутам затишья – и уже кто-то сострил, рассказал смешной анекдот, бросил шутку, и всех уже не так тяготит суровая военная обстановка». 

-4

В послевоенные годы повсеместно велась большая экспедиционная работа по выявлению и записи произведений народного творчества. В основе работы со сказкой лежат методы, разработанные А. И. Никифоровым в 1926-1928 гг.: внимательное отношение не только к выдающимся сказочникам, но и к рядовым исполнителям, тщательная запись материалов, получаемых от любых сказочников. Таким образом, не поиски "старинной сказки" в исполнении талантливых мастеров, а изучение ее повседневной жизни – такова была задача, стоящая перед собирателями.

-5

Таким образом, попытки обновления жанра сказки в результате резкого переосмысления содержания, традиционных мотивов и образов или сочинения новых сюжетов оказались неудачными и бесперспективными. Идейное содержание народных сказок само по себе значительно. Очевидно, события советской действительности должны были отразиться в иных жанрах. Такими жанрами стали устный рассказ и анекдот, плодотворно развивающие традиции народной прозы.

-6

И все же народные сказки не оставались неизменными. Но новое лишь тогда не нарушает сказочной эстетики, когда оно не затрагивает традиционных основ, оставаясь в сфере импровизации. Это те мостки, которые связывают сказку с современностью.

Советский сказочник всегда обращался к слушателю-современнику, что, естественно, сопровождалось изменением языка и стиля сказок. Действительность входила в сказку новыми образами, явлениями, понятиями, что влекло расширение и обновление словаря сказки. Так, повествование одного из сказителей о пребывании купеческого сына в городе ввело в сказку слова: бассейн, магазин, бульвар, театр, гостиница и пр. Специфичен язык солдатской сказки. Наблюдая бытование сказки во время войны, один из фольклористов писал М. К. Азадовскому: «Резко меняется словарь, есть новые сравнения и новые образы. "Иванушка приехал в город и встал на довольствие". "Ему поручено выполнять боевое задание". "Получил он обмундирование, подъем у них рано, как у нас"...

-7

Черты современности обнаруживаются, прежде всего, в деталях, в реалистической конкретизации обстановки, атрибутов, в "подновлении" традиционных мотивов. Лесные избушки назывались дачами, цари говорили по телефону, читали газеты, чугунные лапти заменялись чугунными калошами, умерший отец дарил Ивану-дураку «капронового» коня и пр. Естественно, что в сказках последних десятилетий существования СССР в связи с появлением множества новых явлений, пополнением и обновлением словарного состава эти нововведения особенно чувствительны. Вместе с тем сказочные персонажи, их поступки, намерения оставались прежними. В результате новые детали начинали спорить с традиционной основой, они заземляли художественный вымысел, ограничивали воображение – разрушали эстетику народных сказок.

-8

Басня "Как звери канал на Ютубе создавали!" автор Сергей Романов.

Как на полянке, на лесной

Да шум стоял ужасный,

Зверье-мужчины всей толпой,

Так, с чем-то не согласны.

Достало все,- ревет Медведь,-

Жена меня доняла,

В берлоге скучно ей сидеть,

От медвежат устала.

В лесу, мол, некуда пойти,

Кругом одно болото,

А я, мол, женщина поди,

Мне красоты охота.

С соседкой целый день вдвоем,

Любезною Зайчихой,

Мол, караоке с ней поем,

То Вайкуле, то Пьеху.

Да-да!, - кричит зайчихин муж,

Почтенный всеми Заяц, -

Сидят почище всяких клуш,

Несущих в гнездах яйца.

А дети сами по себе,

Вон давеча, с опушки,

Кричали, слышу, давай бей,

Мячом попали по губе

Куме Лисе старушке.

И у меня така беда,-

Волчище серый вторит,-

Моя молчала ведь всегда,

А ныне тоже ноет.

Вон, рыжий Лис не даст соврать,

Они, с его кумою,

Задумали чего видать.

Эх, лишь бы не худое!?

А хитрый Лис и говорит:-

Есть у меня затея,

Умерим ихний аппетит

Прекрасною идеей.

Подключим в доме интернет,

Да свой канал в Ютубе

И пусть выходят в высший свет,

Как те артисты, в клубе.

Затея женам по Душе,

Да очень кстати сталась

И сразу взялись за планшет,

Не ведая усталость.

Проходит день, за ним другой,

Девчонки за работой

И создают канал такой-

"Уютный лес с заботой".

С тех пор в лесу уют и мир,

Не слышно шума, гама,

Лишь иногда, когда в эфир

Выходят наши дамы.

Контент их популярен стал,

Всегда в гостях поклонник

И гонорар у них не мал,

Канал ведь миллионник!!!