Судьбы традиционных жанров фольклора, выяснение причин и характера их трансформации – проблемы, которые волнуют не только фольклористов, но и всех, кому дорого народное искусство.
Произведения фольклора и, в частности русские сказки не остаются неизменными, так как они всегда связаны с действительностью, адресованы современнику. В периоды изменения общества, с изменением экономических и культурных отношений людей эта связь усиливается, что приводит к резким изменениям сюжетов и стиля. Одни изменения оказываются случайными, непродуктивными, другие же приобретают характер типовых, закономерных явлений, определяющих судьбу жанра.
Исследование народной сказки советского времени показывает всю сложность, подчас противоречивость и неравномерность процессов, происходящих в современном народном творчестве.
Еще в 1920-х годах собиратели отмечали, с одной стороны, активное бытование сказки в районах русского Севера, Сибири, некоторых центральных областей, с другой – почти полное исчезновение сказочной традиции в большинстве центральных и южных районов европейской части в СССР. Старинная сказка уже не жила живой жизнью, ею мало интересовались, и те из представителей старшего поколения, которые в свое время выучились рассказыванию этих сказок, хранили их, как мертвый груз, все дальше и дальше отходивший в памяти.
Во время Великой Отечественной войны наблюдался резкий всплеск жизни сказки. Сказки рассказывали в окопах, партизанских отрядах и госпиталях. Сказка вернула свою социальную функцию – отвлечь от суровой реальности, поднять настроение, вселить оптимизм. Фольклорист Н. В. Новиков, который во время войны был офицером, артиллеристом-минометчиком, вспоминает: «Идет бой. Лица воинов сосредоточены, напряжены, суровы. Каждый выполняет возложенную на него обязанность или, как говорят на фронте, «работу». Но стоит только смолкнуть бою и наступить минутам затишья – и уже кто-то сострил, рассказал смешной анекдот, бросил шутку, и всех уже не так тяготит суровая военная обстановка».
В послевоенные годы повсеместно велась большая экспедиционная работа по выявлению и записи произведений народного творчества. В основе работы со сказкой лежат методы, разработанные А. И. Никифоровым в 1926-1928 гг.: внимательное отношение не только к выдающимся сказочникам, но и к рядовым исполнителям, тщательная запись материалов, получаемых от любых сказочников. Таким образом, не поиски "старинной сказки" в исполнении талантливых мастеров, а изучение ее повседневной жизни – такова была задача, стоящая перед собирателями.
Таким образом, попытки обновления жанра сказки в результате резкого переосмысления содержания, традиционных мотивов и образов или сочинения новых сюжетов оказались неудачными и бесперспективными. Идейное содержание народных сказок само по себе значительно. Очевидно, события советской действительности должны были отразиться в иных жанрах. Такими жанрами стали устный рассказ и анекдот, плодотворно развивающие традиции народной прозы.
И все же народные сказки не оставались неизменными. Но новое лишь тогда не нарушает сказочной эстетики, когда оно не затрагивает традиционных основ, оставаясь в сфере импровизации. Это те мостки, которые связывают сказку с современностью.
Советский сказочник всегда обращался к слушателю-современнику, что, естественно, сопровождалось изменением языка и стиля сказок. Действительность входила в сказку новыми образами, явлениями, понятиями, что влекло расширение и обновление словаря сказки. Так, повествование одного из сказителей о пребывании купеческого сына в городе ввело в сказку слова: бассейн, магазин, бульвар, театр, гостиница и пр. Специфичен язык солдатской сказки. Наблюдая бытование сказки во время войны, один из фольклористов писал М. К. Азадовскому: «Резко меняется словарь, есть новые сравнения и новые образы. "Иванушка приехал в город и встал на довольствие". "Ему поручено выполнять боевое задание". "Получил он обмундирование, подъем у них рано, как у нас"...
Черты современности обнаруживаются, прежде всего, в деталях, в реалистической конкретизации обстановки, атрибутов, в "подновлении" традиционных мотивов. Лесные избушки назывались дачами, цари говорили по телефону, читали газеты, чугунные лапти заменялись чугунными калошами, умерший отец дарил Ивану-дураку «капронового» коня и пр. Естественно, что в сказках последних десятилетий существования СССР в связи с появлением множества новых явлений, пополнением и обновлением словарного состава эти нововведения особенно чувствительны. Вместе с тем сказочные персонажи, их поступки, намерения оставались прежними. В результате новые детали начинали спорить с традиционной основой, они заземляли художественный вымысел, ограничивали воображение – разрушали эстетику народных сказок.
Басня "Как звери канал на Ютубе создавали!" автор Сергей Романов.
Как на полянке, на лесной
Да шум стоял ужасный,
Зверье-мужчины всей толпой,
Так, с чем-то не согласны.
Достало все,- ревет Медведь,-
Жена меня доняла,
В берлоге скучно ей сидеть,
От медвежат устала.
В лесу, мол, некуда пойти,
Кругом одно болото,
А я, мол, женщина поди,
Мне красоты охота.
С соседкой целый день вдвоем,
Любезною Зайчихой,
Мол, караоке с ней поем,
То Вайкуле, то Пьеху.
Да-да!, - кричит зайчихин муж,
Почтенный всеми Заяц, -
Сидят почище всяких клуш,
Несущих в гнездах яйца.
А дети сами по себе,
Вон давеча, с опушки,
Кричали, слышу, давай бей,
Мячом попали по губе
Куме Лисе старушке.
И у меня така беда,-
Волчище серый вторит,-
Моя молчала ведь всегда,
А ныне тоже ноет.
Вон, рыжий Лис не даст соврать,
Они, с его кумою,
Задумали чего видать.
Эх, лишь бы не худое!?
А хитрый Лис и говорит:-
Есть у меня затея,
Умерим ихний аппетит
Прекрасною идеей.
Подключим в доме интернет,
Да свой канал в Ютубе
И пусть выходят в высший свет,
Как те артисты, в клубе.
Затея женам по Душе,
Да очень кстати сталась
И сразу взялись за планшет,
Не ведая усталость.
Проходит день, за ним другой,
Девчонки за работой
И создают канал такой-
"Уютный лес с заботой".
С тех пор в лесу уют и мир,
Не слышно шума, гама,
Лишь иногда, когда в эфир
Выходят наши дамы.
Контент их популярен стал,
Всегда в гостях поклонник
И гонорар у них не мал,
Канал ведь миллионник!!!