19,9K подписчиков

Фестиваль «Толстой»: в Ясной Поляне покажут кино на сеновале

На фестивале впервые будет представлена кинопрограмма. Myslo поговорил с её создателями — Иваном Толстым и Вячеславом Шутовым.

На фестивале впервые будет представлена кинопрограмма.

Myslo поговорил с её создателями — Иваном Толстым и Вячеславом Шутовым. Иван — режиссёр, программный директор кинотеатра «Время кино» в ДК «Ясная Поляна», Вячеслав — куратор проекта «Кино в Октаве».

На фестивале впервые будет представлена кинопрограмма. Myslo поговорил с её создателями — Иваном Толстым и Вячеславом Шутовым.-2

Иван Толстой и Вячеслав Шутов.

— Как появилась идея показа кино в рамках театрального фестиваля?

Иван:

— Кинопрограмма была сделана в рамках концепции, которую придумывали под театральный фестиваль. Мы все понимаем, что кино и театр — это связанные друг с другом искусства, но всё-таки главным здесь является театр. В нашей кинопрограмме он тоже играет большую роль. Мы скорее можем сказать, почему выбрали именно те фильмы, которые будут участвовать в нашей программе, о том, как они связаны с театром и «Анной Карениной» (в этом году «Анна Каренина» — главная тема фестиваля «Толстой». — Прим. ред.).

— По какому принципу Вы отбирали картины?

Иван:

— У нас со Славой родились три направления. Мы начали думать, как можно в кинопрограмме максимально интересно затронуть главную тему фестиваля — Анну Каренину и Толстого в целом.

Слава:

— Мы выделили для себя самые интересные грани, которые исследуют «Анну Каренину» как произведение, как личность.

Иван:

— Самые очевидные мысли были о том, какие экранизации существуют по «Анне Карениной» в мире. На этом мы не хотели останавливаться, поэтому начали думать, где эти грани могут стать шире. Так родилась идея с фильмом-балетом с Майей Плисецкой в главной роли. Потом я вспомнил про моего любимого режиссёра Лава Диаса, который снял очень пластичный фильм по Толстому «Женщина, которая ушла». Немые картины «Живой труп» (реж. Фёдор Оцеп) и «Любовь» (реж. Эдмунд Гулдинг) будут показаны под музыкальное сопровождение композитора, тапёра Филиппа Чельцова, обладающего пластикой жестов, пластикой времени и пластикой музыки.

На фестивале впервые будет представлена кинопрограмма. Myslo поговорил с её создателями — Иваном Толстым и Вячеславом Шутовым.-3

Постер к картине «Живой труп».

Мы поняли, что можно отойти немного дальше от концепции фестиваля и взять фильмы по классической литературе, которая связана с Толстым, с Карениной, с её историей.

— Просмотр двух немых фильмов в тапёрском сопровождении — не напугает ли зрителей такой формат?

Слава:

— Зрителей это только привлекает, это необычно!

Иван:

— Понимаете, немое кино 1927 года кажется чем-то далёким. Наверное, если ты просто посмотришь такой фильм дома, скорее всего, будет неоднозначная реакция. Как только это кино включается на большом экране, к нему присоединяется музыка, которая являет собой жизнь. Находясь в этом моменте, ты проживаешь жизнь вместе с героями тех лет, с людьми, которые его делали, чувствуешь свою причастность. Это не просто визуальный контакт, это сосуществование с фильмом, совершенно другое восприятие.

— Большинство фильмов связаны с романом «Анна Каренина», Львом Николаевичем. Однако, например, 9 июля зрители смогут увидеть фильмы «Спаси и сохрани» (вольная экранизация «Мадам Бовари» Флобера) и «Онегин» — почему? Вы видите какие-то сходства между героинями?

Слава:

— Дело, скорее, в различиях между героинями и в том, как эти различия интересно пронаблюдать. Это равновеликие литературные произведения, которые посвящены теме третьего блока — «Женщина. Семья. Выбор».

Иван:

— Эти произведения, конечно же, читал Толстой. Они повлияли на его творчество и даже, возможно, на «Анну Каренину».

— Где будут проходить показы?

Иван:

— В усадьбе. Это беспрецедентная история, показ такого количества большого кино будет проходить на сеновале, где нет ничего.

Слава:

— Но есть крыша! И будет 40 кресел (смеётся).

На фестивале впервые будет представлена кинопрограмма. Myslo поговорил с её создателями — Иваном Толстым и Вячеславом Шутовым.-4

Иван:

— Да, для меня это большой эксперимент, я привык показывать кино в кинотеатре. Мне кажется, дело не в технических данных, а в том, что люди смогут посмотреть кино в поле, в усадьбе. Профессионалы заботятся о правильных красках в фильме, об идеальном звуке, но для зрителей важнее атмосфера, а здесь как раз она и будет решающим фактором. Люди могут просто на сеновале посмотреть фильм, например, Лава Диаса. Где такое вообще возможно? (Смеётся)

— Проводить показы на открытом воздухе было одним из условий?

Иван:

— Скорее, это концепция. У нас Большой театр приезжает в поле, у нас Лав Диас в поле, тапёр играет на старинном инструменте в поле. Всё организовано в усадьбе, и как круто, что это может происходить!

— Расскажите о приглашённых гостях.

На фестивале впервые будет представлена кинопрограмма. Myslo поговорил с её создателями — Иваном Толстым и Вячеславом Шутовым.-5

Слава:

— Один из наших приглашённых гостей — это Артём Макоян, выпускающий редактор «Подписных изданий», недавно сделал книгу о Петергофе. По образованию Артём — кинодраматург и очень востребованный в этом плане специалист. Он очень чуткий, начитанный и помимо всего этого — музыкант, пианист, который интересно «общается» с инструментом. Артём близко знаком с Александром Сокуровым, поэтому ценно, что он будет представлять именно его фильм.

Иван:

— Евгений Майзель — это большой друг Ясной Поляны, человек, который знает абсолютно всё про кино. Он расскажет уникальные вещи о Лаве Диасе, с которым он знаком и чей фильм будет представлять. Майзель — проводник в мир медленного кино, в искусство увидеть. Третий наш гость — Филипп Чельцов. Его легендарная игра остаётся в головах у зрителей, они счастливы будут увидеть его снова.

— Как в Ваши жизни пришло кино?

Иван:

— В старших классах школы я думал, чем хочу заниматься. Мне всегда было интересно что-то придумывать, строить свои миры, поэтому были мысли идти в литературный или на журфак, с которым у моей семьи очень многое связано. Папа (Владимир Ильич Толстой, советник Президента РФ по культуре. — Прим. ред.) мне предложил подумать о поступлении на режиссёрский. Я всегда любил кино и понял, что мои задумки могут воплотиться в нём. Поступил во ВГИК в мастерскую Сергея Александровича Соловьёва.

Слава:

— Кино в мою жизнь пришло благодаря моему дедушке. Он посадил меня смотреть «Андрея Рублёва», «На войне как на войне», «Живёт такой парень», знакомил в первую очередь с тем, что сам любит. Дедушка остаётся для меня большим авторитетом. Второй переломный момент произошёл, когда моя дорогая девушка Ксения подарила мне билетик на ежегодную ретроспективу фильмов Дзиги Вертова. Тогда я впервые попал на немое кино. Меня очаровал рассказчик — Николай Анатольевич Изволов, потому что он ведал о теориях Вертова, и я обалдел, что в кино бывает так умно, так необычно, так интересно, тут у меня уже пошла какая-то интенция к кино.

— Есть ли у Вас учителя в жизни?

Иван:

— Для меня, конечно, Соловьёв, у которого я учился. Юлий Андреевич Файт, мой преподаватель, с которым я впоследствии дружил. Андрей Буров, мой преподаватель по современному кино, благодаря ему я начал смотреть в том числе и Лава Диаса.

Слава:

— Я люблю учиться практически у всех, кого встречаю, потому что каждый человек — это безумная перипетия историй, опытов. Важным педагогом на моём пути был Руслан Васильевич Печинога, он меня раскрыл, лепил из меня человека, который умеет говорить, думать, воплощать, воображать, понимать. Учителей в жизни я очень ценю.

— Слава, Вы куратор проекта «Кино в Октаве». Иван, Вы программный директор кинотеатра «Время кино» в ДК «Ясная Поляна». Почему Вам пришла идея сделать совместный проект?

Слава:

— С первого дня знакомства захотелось что-то вместе делать. Ты знаешь, что живёшь в одном городе с таким человеком. У вас смежная деятельность, и почему бы не объединиться? В объединении намного больше силы и пользы.

Иван:

— Мы познакомились примерно год назад, сразу поняли, что очень близки друг другу по духу, а в нашей деятельности это очень важно. Мы уже сделали много совместных проектов.

На фестивале впервые будет представлена кинопрограмма. Myslo поговорил с её создателями — Иваном Толстым и Вячеславом Шутовым.-6

— Как распределяются роли в Вашей совместной работе?

Слава:

— Мне кажется, мы единым организмом работаем.

Иван:

— Мне тоже кажется, это как раз большая наша особенность. Со Славой мы soul mates. Когда встречаемся и начинаем думать, что можем ещё привнести в наши идеи, Слава говорит слово — я называю два фильма, я называю фильм — Слава говорит 10 слов и три имени! (Смеются) У нас всё рождается по ходу дела, а судьба нам благоволит, чтобы это всё случалось.

— Есть ли самое яркое воспоминание, связанное с Ясной Поляной?

Слава:

— Первый фестиваль «Толстой». Мы с мамой застали прекрасный туман.

Иван:

— Ясная Поляна — это 17 лет моей жизни. Сейчас, к сожалению, реже получается приезжать, но для меня это не воспоминание, а мой дом.

Полная кинопрограмма фестиваля ЗДЕСЬ.

Автор текста: Екатерина Савельева.
Фото из архива героев публикации.

Читайте полную версию статьи на сайте MySlo.ru:
Фестиваль «Толстой»: в Ясной Поляне покажут кино на сеновале