У меня есть несколько книжек-картинок для детей, посвящённых музеям. Есть среди них такие, которые рассказывают о конкретных музеях, а есть те, которые объясняют, что это за штука такая - музей. Моя любимая книжка-картинка такой тематики - это "Полеш открывает музей", придумала и нарисовала её Осхиль Канстад Юнсен.
Давайте присмотримся как следует к этой книжке, я попробую объяснить, почему она мне кажется прекрасной. В начале автор знакомит читателя с персонажем: это Полеш, живое полено, сразу понятно, что это сказочный персонаж. Тем не менее, он понятен маленькому читателю и у них есть что-то общее, ведь:
- Полеш живет в маленьком деревянном доме в лесу;
- У него много друзей и лучший друг Йолка;
- Он любит свою бабушку;
- Во время прогулок он собирает все, что ему интересно.
Интересно в этой книжке изображены два мира, мир природы и индустриальный городской мир. Они изображены так, что их различия сразу бросаются в глаза. В то же время автор не подчёркивает конфликт между ними: два этих мира объединяются как визуально, так и в тексте. Визуально на их диалог работают цвета: оба мира зелено-коричневые, просто в одном больше зеленого, а в другом коричневого, также миры объединяются Полешем и его бабушкой, оба очень милые.
Если продолжить тему диалога между городской средой и природной, уместно поговорить о норвежских защитниках природы, о том, какой там активный общественный диалог между сторонниками развития нефтяной индустрии и защитниками природы, не лишенный острых конфликтов и идущий с переменным успехом для обеих сторон. Но я не буду на этом останавливаться, все же книжка у нас не об экологии, а о способах упорядочивать мир.
Посмотрим, как нарисован лес. Самое главное: он не пёстрый! Автор выбрала ограниченное количество оттенком для изображения лесной среды, в основном серый. Но количество и разнообразие штрихов помогает сделать его ярким и объемным. Мы видим тут большое разнообразие видов деревьев, ярусы леса, лесных жителей, которых внимательный маленький читатель обнаружит между деревьями (повод поговорить о мимикрии и других способах маскировки).
Что же наш главный герой? Он собирает! Почти каждый ребенок обладает большим талантом находить на улице множество Очень Нужных Вещей, среди которых огромные коряги и камни бывают наиважнейшими (у нас было именно так).
Полеш собирал-собирал - и собрал! Вот такая огромная коллекция всяких разных вещей. Он разложил ее дома - и коллекция заняла всю книгу. Здесь самое время спросить у ребенка, что же делать Полешу со всем этим богатством? Почему он разложил его именно так, а не иначе? Видно, что в этом хаосе есть элементы порядка: слева вверху лежат шишки, справа посередине - разные листики и так далее. Все это ни что иное как коллекция!
И что с ней теперь делать? Упорядочивать!
Полеш упорядочивает коллекцию, а автор в одном развороте объясняет нам, как это происходит: он изучает по книгам свои находки, распределяет их по группам, правильно классифицирует и обозначает, а затем отправляет на хранение.
Но дальше возникает следующая проблема: что делать с коллекцией, если ее больше некуда девать? У Полеша случился кризис коллекционирования. И он опять принимает единственно правильное решение: обращается к значимому взрослому, той самой бабушке, о которой нам говорили в самом начале книги.
Бабушка дает Полешу совет: организовать музей! И он берет все свои вещи, распределяет их в пространстве, делает музей своей коллекции. Собственно, тут повествование как будто раздваивается, потому что мы понимаем: это история не только про музей. Это еще история о том, зачем нам вещи, как их хранить, стоит ли их вообще хранить, как с ними взаимодействовать? То есть это не только про музей, но еще и про вещизм, про смысл коллекционирования, про то, как нам упорядочить свои вещи. Ведь почти у каждого из нас вещей больше, чем нужно.
Мало организовать музей. Нужно еще и рассказать о нем людям! Полеш рекламирует свой музей - и на открытие приходит огромная толпа народу. Полеша это воодушевляет, он проводит экскурсии, охотно рассказывает людям о своей коллекции. Но тут возникает новая проблема: оказывается, занявшись музеем, он отказался от всего, что его радовало. Музей прекрасный. Но он такой огромный и работы в нем так много, что Полеш больше ничего не успевает. Видите, да? Еще одна проблема вырисовывается: проблема баланса труда и отдыха и проблема эмоционального выгорания.
Кстати, если обращать внимание на то, как это все нарисовано, разворот за разворотом, то можно сказать, что пространство книги организует идея разных множеств. Они в разной степени упорядочены, но это всегда подборка каких-то типовых объектов: лесных, городских, музейных и так далее, и даже все сюжетные картинки сделаны по этому принципу частично упорядоченных или мнимо упорядоченных множеств.
Что выбрать Полешу?
Полеш выбирает вернуться к своим любимым делам. Он закрывает музей. Бабушка советует ему не отказываться от музея совсем, а сделать его виртуальным. Он фотографирует экспонаты, печатает фотографии, вставляет их в альбомы, так что теперь его коллекция занимает куда меньше места. Бабушка объясняет ему, что он создал опись музейно коллекции. А саму коллекцию Полеш и Йолка отправляют на переработку, в антикварный магазин, в лес или использует для создания произведений искусства. Это значит, что автор не смог пройти мимо тем разумного потребления и вторичной переработки. И правильно, ведь это современная книжка о современном мире.
Я показала здесь не все развороты книги, а только основные. Мне важнее было продемонстрировать, как много важных идей о мире заключено в этой простой в общем-то истории. Резюмируя, скажу, что эта книжка помогает начать разговор с нашим юным читателем о том:
- что такое музей
- как он создается
- как формируются коллекции
- что делать с коллекциями
- как упорядочивать вещи
- как вещи могут мешать счастливой жизни
- как соблюдать баланс труда и отдыха
- как выбрать то, что по-настоящему важно тебе в жизни
- как не похоронить самого себя под множеством прекрасных вещей
- как поступить, когда вещей стало слишком много
Интересно, что в книге, посвященной теме музея, совсем не звучит тема памяти, ключевая для идеи музея. Ведь главное, для чего нужен музей, это упорядочить память о чем-то. Но будем иметь в виду, что книжка для самых маленьких и очевидно "зеленой" направленности, так что в ней больше про личностный опыт взаимодействия с вещами, чем про социальный смысл всех этих телодвижений.
В заключение добавлю, что герой Полеш - чрезвычайно симпатичное существо!
***
Нравится ли вам эта книжка? Очень хочется сразу следом показать другую "музейную" детскую книжку-картинку про "Музей имени меня"!