Представители бизнеса предлагают создать единую таможенную базу по учету контейнеров
В ЕАЭС на законодательном уровне планируется пересмотреть определение «контейнера»: его предлагается рассматривать не как «транспортное средство», а как «транспортное оборудование». Об этом на отраслевом вэбинаре заявила ведущий консультант по внешнеэкономической деятельности компании «СТМ» Надежда Василевская.
История вопроса:
– Вопрос о статусе контейнеров возник давно. Так, например, в Таможенной конвенции 1972 года (ист.) прямо было указано, что контейнер является транспортным оборудованием. При этом, в статье 2 Таможенного кодекса ЕАЭС (ист.) контейнер относится к транспортным средствам, – рассказал кандидат юридических наук, управляющий партнер юрфирмы «Лесников, Ильичев и Партнеры» Петр Лесников.
По словам Надежды Василевской, рабочая группа, занимающаяся вопросом изменения статуса контейнеров в ЕАЭС, уже предложила вариант определения. Так, к примеру, в проекте указано, что внутренний объем транспортного оборудования должен быть не менее 1 кубического метра. Однако представители бизнеса подвергли его обоснованной критике.
– Нам важно понимать, что стоит за этими определениями? Придется ли в связи с нововведениями осуществлять растаможку контейнеров или нет? На мой взгляд, разница между определениями транспортного средства и транспортного оборудования размыта. Необходимо максимально прозрачно изложить, что значит «транспортное оборудование» и какие процедуры необходимо будет производить с ним, – отметил руководитель департамента мультимодальных перевозок международной транспортно-логистической компании «ТРАСКО» Денис Моисеев.
Член научного совета Российской ассоциации экспедиторских и логистических организаций Александр Тысячников считает, что смена терминологии существенно не изменит ситуацию с перемещением контейнеров.
– Российская Федерация на сегодняшний день является практически единственной страной, в которой существует процедура оформления гарантийных обязательств по временному ввозу контейнеров. Поэтому, я сторонник кардинального решения вопроса. Не надо выдумывать велосипед, нужно использовать те правила, которые существуют во всем мире, – уверен эксперт.
А во всем миру контейнеры признаны оборотной тарой для перевозки товаров, добавил Александр Тысячников. Более того, даже система сделок купли-продажи контейнеров носит упрощенный характер.
Директор компании С-Shipping Алексей Гагаринов и во все полагает, что «перефразирование законодательства – это всегда некая манипуляция». Вместо этого необходимо создать в нашей стране единую электронную таможенную базу по учету контейнеров. Именно из-за ее отсутствия контейнерные перевозки в России не могут развиваться ускоренными темпами.
Петр Лесников также считает, что «не все участники внешнеэкономической деятельности будут рады изменениям в статусе контейнеров». Но для рядовых игроков рынка упрощение порядка должно принести потенциальную экономию как времени, так и ресурсов.
– Сейчас в числе барьеров можно перечислить трудоемкую процедуру сбора и представления документов, а также необходимость идентификации контейнеров и их назначения, – пояснил эксперт.
Напомним, по оценке ИПЕМ, российские производители способны в год выпускать до 10 000 контейнеров. LR