Не так давно на "Дзене" я имел удовольствие рассказывать о творчестве замечательного русского пейзажиста - нашего соотечественника и современника, художника Дмитрия Лёвина, вскользь упомянув о его жене - Виктории Лёвиной; не только спутнице жизни великолепного мастера и первой, самой беспристрастной ценительнице его картин, но также и самой по себе - изумительной, глубоко видящей и чувствующей мир художнице, несомненно, достойной отдельного рассказа и отдельной похвалы. Не просто "похвалы" - а восхищения! Озвученное тогда намерение сегодня я с неменьшим удовольствием воплощаю; имею честь Вам представить: "Виктория Лёвина".
Её картины отличает безупречность исполнения, филигранная прорисовка каждой детали, трепет и женственность (пардон за невольную тавтологию - М. Т.) женской души - способной как никто чувствовать и "осязать" прекрасное, восхищаться им, буквально "дышать", дарить, излучать любовь в этот мир. Говоря о работах художницы Виктории Лёвиной, невольно приходится их сравнивать с картинами её именитого супруга; и он, и она пишут примерно в одной манере - русского реализма, в традициях, заложенных ещё мастерами передвижничества - Левитаном, Саврасовым, Шишкиным, Остроуховым, Куинджи. Но при "ближайшем рассмотрении" работ каждого из художников этой супружеской пары становится ясно, что никаких разногласий в них нет - есть полная созвучность в видении мира и общность в восприятии художественных образов. И Викторию, и её супруга отличает высокий профессионализм и стиль письма (если кого-то это слово "смущает", скажем более "академично" - стиль написания) картин. Сама Виктория не особо скрывает, что всё, что она может и умеет - во многом благодаря её мужу, любимому и более опытному как мастер живописи, человеку - Дмитрию Ильичу. Сам же художник признаётся, что с удовольствием "подзаряжается" у Виктории позитивом и радостью, более свежим, юным взглядом на мировосприятие, восхищается интуицией супруги и её творческим азартом, ведь она почти на 20 лет моложе его. Виктория со своим мужем много ездят; но в их багаже - не крем для загара, а тюбики с красками, кисточки и мольберты. И эти поездки дают обоим художникам неисчерпаемый материал для творчества, новые источники для вдохновения - и даже новые "месторождения" креативных идей. Кстати, присутствие в пейзажных работах обоих супругов Лёвиных зверей и птиц; кошек, собак, козочек, кур, гусей, лебедей - этой неотъемлемой части природы, - очень "оживляет" и осмысляет общую их атмосферу.
У Виктории нет комплексов относительно феминитивов - предубеждений, которые явно присутствуют у некоторых дам. Некоторые представительницы (особенно "творческих профессий") предпочитают, чтобы их называли исключительно "по-мужски": к примеру, не "художница", а "художник", не "писательница" а "писатель", не "поэтесса", а "поэт", поскольку почему-то считают, что принадлежность к женскому полу априори нивелирует и обесценивает их качества как профессионалов. Лучшим же подтверждением профессионализма, независимо от гендерной принадлежности, художница Виктория Лёвина считает постоянную работу над собой, ежедневное совершенствование в своих работах. И почётный статус "художница", (тем более, когда в семье один "художник" уже есть), её вполне устраивает. И вряд ли кто возьмётся утверждать, что работы этой женщины хоть в чём-то могут уступать произведениям, созданным мужскими руками. Поэтому автор статьи с полным правом берёт на себя смелость именовать замечательную художницу Викторию Лёвину чуть устаревшим, но точным и ёмким русским определением: "живописица". (Действительно: если есть в языке слово "живописец" - почему не может быть слова "живописица"? Ведь оно тоже было и есть, просто давно позабыто... - М.Т.)
О поэтичности души этой молодой, хотя уже вполне состоявшейся и творчески зрелой живописицы свидетельствуют не только переданные с помощью красок и палитры на холст изображения, но и необыкновенно красивые, утончённые названия её картин, раскрывающие живую и человеческую суть этой мастерицы пейзажа как очень чувственной и поэтичной натуры: "Осенняя мелодия", "Солнечные блики", "Летние цветы", "Вот так встреча", "В лесной тишине", "Журавушка", "Волшебное озеро", "Небесная симфония", "Одуванчиковое море", "Пора цветения"... Красивые названия картин; в них вложена вся нежность и любовь к тому, что в них отражено, что изначально так "зацепило" её как художницу и как женщину.
Виктория Валерьевна Лёвина родилась в 1973-м году в городе Волгограде. Жизненный путь Виктории был предопределён ещё с самого детства. Будучи любознательным неугомонным ребёнком, маленькая Вика всегда находила место и время для зарисовки своих впечатлений на бумаге. В дальнейшем - учёба в художественной школе, и как продолжение - образование в Пензенском художественном училище им. К. А. Савицкого не только подтвердили правильность выбранного пути, но и развили у девушки профессиональные навыки, безупречный вкус, тонкое ощущение и видение натуры.
В 1996-м Виктория окончила отделение живописи Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого, а в 2012-м году – отделение дизайна Московского гуманитарно-экономического института. Она входит в состав Международного художественного фонда, является членом Федерации Профессиональных художников, кроме того, она - активная участница огромного количества выставок и художественных проектов по России и за рубежом. В том числе, и персональных, которых у художницы по всему миру (Франция, Люксембург, Германия, США, Китай, Италия, Дания, Словакия , Нидерланды, Австрия и другие страны) на счету уже более пятидесяти! Награждена живописица и престижной международной наградой - золотой медалью жюри в категории «Живопись» на конкурсе в Vittel (Франция). Виктория Лёвина входит в Европейский каталог признанных художников, издаваемый во Франции. Солнечное и радостное, искреннее и открытое миру искусство Виктории Лёвиной отмечено медалями, дипломами и благодарственными письмами различных гуманитарных и общественных организаций.
Особо трепетное отношение семейная пара пейзажистов Лёвиных придаёт букве "ё" - казалось, бы, двум заурядным точкам над "е," - в произношении их фамилии, в подписях к своим картинам. Дело в том, что фамилии "Левин" и "Лёвин", несмотря на внешнее сходство, - совершенно разные; не только по фонетическому произношению, но и "по сути" своей... Например, герой незабвенного романа Льва Николаевича Толстого "Анна Каренина" - Константин Лёвин, был русским помещиком - "Лёва" - так панибратски за глаза называли своего хозяина, обладателя имени "Лев", крестьяне; отсюда и фамилия), и вряд ли он являлся наследователем знатного древнееврейского колена "Леви" - откуда пошла фамилия "Левин". И Дмитрий, и Виктория, постоянно вынуждены подчёркивать, что они именно Лёвины и именно так из поколения в поколение произносилась их фамилия. Из-за, мягко говоря, "фривольного" отношения в России к букве "ё" и её "второстепенности", эта грань невольно стёрлась, хотя для всех семей она одинаково важна - как для "Левиных", так и для "Лёвиных".
"Пышное природы увяданье," - как образно и точно говорил об осени Александр Сергеевич Пушкин. И ведь действительно - ни с одним словом великого поэта здесь не поспоришь..." Осень - вдохновенное время и разгар творческого "урожая" многих европейских художников и поэтов; и Россия как часть Европы здесь - не исключение. Не исключение здесь и сама Виктория, и её творения - осень, пожалуй, самое благодатное, продуктивное и плодотворное для художницы время. Уже нет той летней, изнуряющей жары и туч насекомых; ещё не пришли в среднюю полосу ливни, холода и ветра предзимья; воздух по-осеннему чуть свеж, лёгок и прозрачен... Вода в прудах потемнела - от небольших среднесуточных температур. Просто с наслаждением полюбуемся этими видами; полными философской сдержанности и обилия "золотых" красок.
К сожалению, на некоторых представленных в статье картинах отсутствуют названия. Они есть и они обязательно найдутся; требуется только время. Давать названия своим произведениям изобразительного искусства - всегда и везде была прерогативой автора, как прерогатива писателей и журналистов давать названия собственным книгам и статьям. Конечно, можно было бы додумать за художницу и самому что-либо "придумать" - "близко к тексту". Но уверен, что это будет уже вторично, неоригинально и некорректно к Виктории и к её работам. Тем более, как мы смогли убедиться выше, лучшего названия своим картинам дать, чем она сама, не сможет никто...
МИХАИЛ ТРОФИМОВ©