«Все бедствия людей происходят не столько от
того, что они не сделали того, что нужно, сколько
от того, что они делают то, чего не нужно
делать». Лев Толстой
Как сказал один классик: «Нет ни одного свидетеля, который вернулся бы оттуда и сказал, что нас ждет за чертой…». Поэтому, реально только то, что мы имеем в своем распоряжении до черты неизвестности и важно правильно распорядиться этим. А чтобы правильно распорядиться этим необходимо знать: а кто же мы? И что нам надо? Мудрость старших поколений обязательно нужна для младших: зачем совершать типичные ошибки, когда большинство из них уже нельзя исправить.
Бог – это закон, а судьба – это следствие закона. Когда мы говорим, что все предопределено заранее и у каждого своя судьба, то этим мы просто констатируем факт того, что существуют закономерности, непонятные нам, которые, однако, нами управляют. Судьба проявляется тогда, когда мы или нарушаем или следуем этим скрытым законам, её проявления могут возникнуть годы спустя, когда мы уже и забудем о причине, которая привела к проявлению судьбы.
Статистика разных стран мира утверждает, что, в среднем, к старости 80% людей становится бедными. Почему же одни достигают успеха, а другие нет? Не только люди, но и компании… Почему одни хорошо начинают, но плохо заканчивают, почему одни медленно, но верно, а другие…? И почему тех, кому все-таки в конце концов удается, гораздо меньше, чем тех, кому не удается? В чем же причина этого явления… На страницах этого канала я поделюсь с вами своим пониманием причин данного явления и предложу свой путь решения этой проблемы, правда, путь непростой. Для начала давайте посмотрим из каких компонентов состоит эта статистика.
Согласно статистике примерно:
3 % - богатых людей;
16% - финансово независимых;
61% - людей, которые живут от зарплаты до зарплаты;
20% - тех, кто живет на социальную помощь государства.
Понятно, что не хлебом единым жив человек, но каждому из нас необходим кров, пища, медицинское обслуживание, средства для существования и т.д. Поэтому финансовый успех, финансовая независимость или деньги, а вернее, их количество служат универсальным эквивалентом уровня наших возможностей по удовлетворению наших потребностей в течение жизни и в старости. Даже, если мы в жизни достигли и других видов успеха, то они или принесли нам с собой финансовый успех, а значит, мы опять возвращаемся к одному и тому же, или же на каком-то этапе мы уже не можем заниматься тем, чем занимались, а значит, можем использовать только то, что нами было накоплено или осталось от предыдущего финансового успеха. И уровень качества нашей жизни будет говорить о том, какой финансовой итог мы имеем.
По моему мнению, есть много причин для недостаточного финансового обеспечения или успеха в старости, но основных, как мне кажется, шесть:
1. Недостаточное количество размышлений и, главное, действий, как
результат, инерция и покой, топтание на месте, недостаток
критической массы для начала изменений;
2. Незнание самих себя, непонимание своих ценностей, того, что
действительно важно, как результат, дезориентация в пространстве
жизни;
3. Отсутствие Жизненного Пути - Сценария - Предназначения, как
результат, отсутствие фокусировки – отвлечение на посторонние дела,
на ненужные проекты, возможность уйти не туда, куда надо;
4. Отсутствие системы долгосрочных целей, как результат, низкая
самомотивация, то есть сила собственного желания достигать
поставленных целей, длительная потеря времени на промежуточных
этапах и результатах;
5. Отсутствие необходимых навыков для изменения ситуации к
лучшему и недостаточная мотивация для их формирования, как
результат, низкая личная эффективность;
6. Отсутствие Понимания временного инвестирования,
неиспользование методов управления временем, как результат, невыполнение задач, не достижение целей, неудовлетворенность жизнью.
Результатом взаимодействия этих шести причин и является маленький процент успеха, прежде всего, финансового.
Успех или Жизненная Эффективность зависит от навыка делать правильные вещи правильно, разной степени развития навыка соответствует и разная степень эффективности, а значит, и успеха: чем большего успеха достигает человек, тем выше его индивидуальная эффективность.
А отчего же зависит наша эффективность…
Во-первых, от нашего навыка делать правильные вещи – это долгосрочная эффективность, еще её можно назвать внешней эффективностью.
От нее зависит степень удовлетворения от жизни. Обычно эту жизненную коррекцию называют кризисом середины жизни. Наступает он, когда проявляются результаты неприменения сократовского принципа – постулата – «познай себя». И основная проблема здесь в том, что в молодости или некогда или неохота познавать себя, а когда жизнь заставляет это делать, уже, как правило, бывает поздно многое исправить.
И начинать здесь надо с определения своих ценностей, более простым языком, с того что важно и не важно. Второй момент здесь - насколько это важно. Современная психология утверждает, что человек использует в своей жизни около 50 ценностей или метапрограмм или фильтров восприятия, которые определяют – какая информация попадет к нам в сознание на рассмотрение, группы из которых, служат основой для принятия нами решения по соответствующему вопросу, даже в том случае, если мы даже не осознаем до конца эту ценность в 80% случаев.
Ценность – это - как логорифмическая линейка с ползунком между двумя концами - противоположными по своей сути. Например, добрый – злой, хаос – порядок, честный – лживый и т.д. Ползунок показывает где находится эта ценность сегодня: к какому краю она смещена. Вы сегодня на 75 процентов добрый и всего на 25 – злой. В принятии решения по определенному вопросу могут принимать участие несколько ценностей и результирующее положения ползунков определяет принятое вами решение, повторюсь, даже если вы не будете это осознавать. Положения ползунков в наших ценностях являются фильтрами, которые определяют какая информация будет допущена в наше сознание, автоматически отфильтровывая несоответствующую. Поэтому для человека важно знать положения ползунков своих основных ценностей, чтобы понимать природу своих решений, а значит, принимать более правильные решения.
Одними из первых письменных источников, в которых можно найти перечень ценностей, наверно, можно считать Книгу Притчей Соломоновых и Книгу Екклесиаста.
Давайте посмотрим, какие же они ценности тысячелетней давности, и чем отличаются от сегодняшних…
Например, ценности из Книги Притчей Соломоновых:
Глава №3:
«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, - потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобой не сравнится с нею. Долгоденствие – в правой руке её, а в левой у неё – богатство и слава; пути её – пути приятные, и все стези её – мирные. Она – древо жизни для тех, которые приобретают её, - и блаженны, которые сохраняют её!... Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе. Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобой. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. … Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие…».
Глава №4:
«Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби её, и она будет оберегать тебя. Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени её, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.».
Глава №9:
«Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими: ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит через безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.»
Глава №10:
«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный…. В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга. Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель.».
Глава №12:
«Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.».
Глава №13:
«Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения…. Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда. Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его. Надежда долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – как древо жизни… Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти. Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен… От всякого труда есть прибыль, а от пустословия один ущерб.»
Глава №15:
«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость… Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа. Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость… Веселое сердце делает лицо веселым, а при сердечной скорби дух унывает. Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью. Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, а при нем ненависть. Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утешает распрю. Путь ленивого – как терновый плетень, а путь праведных – гладкий. Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся. Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя… Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми. Отвергающий наставления не радеет о своей душе: а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
Глава №16:
«Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра. Путь праведных – уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой. Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость. Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их – путь к смерти. Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый; прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывает себе губы, совершает злодейство; он – печь злобы… Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой – лучше завоевателя города.»
Глава №17:
«Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их. На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она… Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.. Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения. Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости. Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным.
Глава №18:
«Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе. Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему… Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания… Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его… Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг более привязанный, нежели брат.»
Глава №19:
«Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим… Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам…Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба… Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет… Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный.»
Глава №20:
«Честь для человека – отстать от ссоры; а всякий глупец задорен… Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его… Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.»
Глава №21:
«Приобретение сокровища лживым языком – мимолетное дуновение ищущих смерти… Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет… Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.»
Глава № 22: « Доброе имя лучше богатства, и добрая слава лучше серебра и золота… Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед и наказываются… если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из-под тебя?»
Глава №23:
«Не вкушай пищи у человека завистливого и, не прельщайся лакомыми яствами его; потому каковы мысли его, таков и он: «ешь и пей» - говорит он тебе, а сердце его не с тобой. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно. В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои… Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище… Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума.»
Глава № 24:
«Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними, потому что о насилии помышляет сердце их. Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом. Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою. Поэтому с обдуманностью веди войну свою, и успех будет при множестве совещаний. Ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей: таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.»
Глава №25:
«Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя…Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека.»
Глава №26:
«Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих… как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою… Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.»
Глава №27:
«Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день… Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?... Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку.»
Глава №28:
«Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна… Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду… Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою… Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется безнаказанным. Быть лицеприятным – нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду… Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его. Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком… Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий… Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери.»
Глава №30:
«Если ты в заносчивости своей сделал глупость и помыслил злое, то положи руку на уста; Потому что, как сбивание молока производит масло, толчок в нос производит кровь, так и возбуждение гнева производит ссору.» ( Издательство «Янтарный Сказ», Калининград, « Книга Притчей Соломоновых» 2002 г.)
Или возьмем другой древний источник и рассмотрим ценности из
Книги Екклесиаста:
глава №10:
«И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них».
глава №3:
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать, время насаждать, и время вырывать посаженное, время убивать, и время врачевать; время разрушать и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.»
глава №1:
«Все вещи в труде; не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.»
глава №7:
«Доброе имя лучше дорогой масти, и день смерти – дня рождения. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира: ибо таков конец всякого человека, и живой проложит это к своему сердцу. Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселия. Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это – суета! Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце. Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного. Не будь духом твоим поспешен на гнев; потому что гнев гнездится в сердце глупых. Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом. Хороша мудрость с наследством, и особенно для видящих солнце: потому что под сенью её то же, что под сенью серебра: но превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь, владеющему ею… Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым: зачем тебе губить себя? Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время? … Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей, которые в городе.»
глава №11:
«Кто наблюдает ветер, тому не сеять, и кто смотрит на облака, тому не жать… Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то другое равно хорошо будет. Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, - суета!
Глава №12:
«И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» ( Издательство «Янтарный Сказ», Калининград, « Книга Екклезиаста» 2002 г.)
Анализируя оба этих источника можно сделать вывод о том, что людей с древности интересовали и волновали те же самые вопросы, что и нас с вами сегодня, скорее всего потому, что ценности – это, прежде всего, правила поведения, а если следуешь правилам, выработанными, как писал Юнг «опытом предыдущих поколений», то меньше риск совершить ошибку, а значит больше шансов выжить и прожить дольше, ибо не зря писал Артур Шопенгауэр в своих «Афоризмах житейской мудрости» что мужчина, который пережил возраст 48 лет представляет собой хороший образец мужской породы, так как большинство просто не доживают до этого возраста, и что самое главное, так это то, что некоторые из этих ценностей являются универсальными жизненными принципами актуальными и сегодня и не только актуальны, но и правильны, при их последовательном применении приводят к вполне определенным положительным результатам и изменениям в жизни, то есть они формируют формат и структуру нашей жизни и управляют нами.
Искушения, предлагающие нам ложные выборы, подстерегают нас на каждом шагу и для того, чтобы сделать правильный выбор неважно, чем вы будете руководствоваться: советами мудрого наставника, собственной логикой или интуицией, с детства привитыми правилами или универсальными жизненными принципами, узнанными из примеров чьего- то личного опыта или прочитанными из умных книг. Универсальные жизненные принципы становятся вашим обезличенным наставником-учителем по жизни, навигатором, если можно так сказать, помогающим вам делать правильные выборы на всю жизнь, когда вы встречаетесь с новой для вас ситуацией и не имеете опыта или шаблона поведения для её решения.
Если пойти дальше, то среди ценностей можно выделить несколько групп:
Первая – ценности группы (групповые или корпоративные правила);
Вторая – ценности индивида (метапрограммы – фильтры восприятия – подсознательные мотиваторы);
Третья – универсальные правила поведения (социальные правила и трюизмы);
Четвертая – универсальные жизненные принципы, философские и духовные правила.
Обширный перечень ценностей второй, третьей и четвертой групп можно найти в «Рубайи» Омара Хайяма.
Рассмотрим их, например:
№1:
«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.»
№2:
«В мире временном, сущность которого – тлен,
Не сдавайся вещам несущественным в плен,
Сущим в мире считай только дух вездесущий,
Чуждый всяких вещественных перемен.»
№3:
«Мы уйдем без следа – ни имен, ни примет,
Этот мир простоит еще тысячу лет.
Нас и раньше тут не было – после не будет.
Ни ущерба, ни пользы от этого нет.»
№4:
«Не завидуй тому, кто силен и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткой, равною вздоху.
Обращайся как данной тебе напрокат.»
№5:
«Общаясь с дураком, не оберешься срама,
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама.»
№6:
«Чем за общее счастье без толку страдать-
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе привязать добротою,
Чем от пут человечество освобождать.»
№7:
«Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
Дел сегодняшних, завтрашней меркой, не мерь.
Ни былой, ни грядущей минуте не верь,
Верь минуте текущей – будь счастлив теперь!»
Сочетание и взаимодействие этих групп ценностей и влияет на наше восприятие жизни и, соответственно, на поведение. Отличие универсальных жизненных принципов от универсальных правил поведения заключается в том, что универсальные жизненные принципы в разной интерпретации мы можем встретить практически у каждого известного философа и, как это часто бывает в философии, их понимает и принимает меньшинство, а универсальные правила поведения в виде трюизмов разделяются большинством, они у всех на слуху и на устах. Ценности определяют мир, в котором живет каждый, они определяют его отношение к этому миру, и то, каким будет этот мир для человека: позитивным или негативным, бедным или богатым, имеющим смысл или нет, справедливым или несправедливым, жестоким или добрым, а это, в свою очередь, отразится на том, будем ли мы счастливы и чего сможем добиться в жизни.
Идею о важности познания своих ценностей и, особенно, понимания влияния их на наши действия, можно найти в « Афоризмах житейской мудрости» А. Шопенгауэра, где он пишет: «…Ибо высшие, разнообразнейшие и наиболее прочные наслаждения – это духовные, как бы мы не обманывались на этот счет в молодости, а эти удовольствия зависят главным образом от духовных сил. Отсюда ясно вытекает, насколько наше счастье обусловлено тем, что мы есть, нашей индивидуальностью…». (Москва, Рипол классик, 2009г., стр.18) И еще: « …Ибо то. Что есть индивид сам по себе. Что остается наедине с ним и что никто не может ему дать или у него отнять. Имеет, очевидно, для него более существенное значение. Нежели все, чем бы он не обладал и чем бы он ни был в глазах других». (Москва, Рипол классик, 2009г., стр.19-20).
В конце вашей жизни ценности вынесут вам вердикт: на том ли человеке вы женились или вышли замуж, на той ли работе вы работаете и не является ли ваша жизнь одной сплошной ошибкой или большим недоразумением. И обо всем об этом вам рано или поздно расскажут ваши ценности. Не больше и не меньше… Вы хотите узнать об этом в конце вашей жизни, когда ничего или почти ничего исправить будет уже нельзя, или раньше, когда еще можно внести коррективы, или в начале жизни, когда их можно не раз проверить их на деле и, при необходимости, неоднократно откорректировать…вам решать – познавать ли себя… но часть вашей жизнь уже прошла, если вы читаете эти строки, а как, вам решать … и важно понять какая часть и как прошла… хотя это просто ценности…
Ниже приведен список возможных ценностей:
Комфортная жизнь
Увлекательная жизнь
Безопасность семьи
Личная свобода
Хорошее здоровье
Внутренняя гармония
Любовь близких
Удовольствия
Спасение души
Самоуважение
Реализация своих способностей
Общественное признание
Настоящая дружба
Большие амбиции
Профессионализм
Умение прощать
Умение прийти на помощь
Честность
Порядочность
Эрудированность
Логичность поступков
Лояльность
Вежливость
Ответственность
Дисциплинированность
Аккуратность
Пунктуальность
Компетентность
Одни ценности относятся к Принципам Жизни, другие – к навыкам, третьи – к стереотипам поведения. Есть ценности, которые почти не изменяются в течение всей жизни, а есть те, которые изменяются или формируются со временем. Есть наши ценности, а есть ценности, которые мы ценим в других. И те и другие формируют наш образ мышления, накладывая на него свой отпечаток, формируя наши решения, определяя при этом: как нам себя вести, с кем общаться, радоваться или огорчаться… В том числе ценности определяют и закрепляют социально желаемое поведение. То же самое касается и компаний, даже если в компании не занимаются целенаправленно формированием корпоративной культуры и ценностей, культура и ценности все равно формируются на подсознательном уровне, неосознанно, правда, в этом случае они, как правило, не устраивают руководство компании, своими результатами и последствиями. Ценности – это то, что сближает людей, заставляет действовать сообща, ценности собирают вместе одинаковых людей, то есть их разделяющих. Сначала, когда только образуется компания, она образуется людьми симпатичными друг другу по принципу комплиментарности (симпатии), а симпатичны они друг другу, потому что у них на тот момент времени совпала часть ценностей. Это происходит на подсознательном уровне, никто никого не спрашивает какие у него ценности, они проявляются в словах, поведении, в поступках, но это и есть та сила, которая помогает молодой компании выжить и развиваться на первом этапе своего становления. И часто можно наблюдать, когда компания уже большая, то обычно можно услышать от тех, кто в компании с самого дня её образования, периодические призывы, к тому, чтобы вернуться к изначальным ценностям.
Это созвучно тому, что пишет Л.Н. Гумилев в своей книге «География этноса в исторический период» о создании этносов: «Люди объединяются по принципу комплиментарности.
Комплиментарность – это неосознанная симпатия к одним людям и антипатия к другим, т.е. положительная и отрицательная комплиментарность. Когда создается первоначальный этнос, то инициаторы этого возникающего движения подбирают себе активных людей именно по этому комплиментарному признаку – выбирают тех, кто им просто симпатичен». ( Ленинград, «Наука», 1990, Л.Н. Гумилев « География этноса в исторический период», стр.28).
Единственное, что хочется добавить к этому, что «просто симпатичен» - это скорее всего и есть понимание общих ценностей на подсознательном уровне.
И еще из Л.Н. Гумилева: «Следовательно, как только принцип отбора по комплиментарности заменился принципом всеобщности, система испытала страшный удар и деформировалась… Итак, рождению любого социального института предшествует объединение какого-то числа людей, симпатичных друг другу. Начав действовать, они вступают в исторический процесс, сцементированные избранной ими целью и исторической судьбой. Как бы не сложилось их будущее, общность судьбы – «условие, без которого нельзя»…» ( Ленинград, «Наука», 1990, Л.Н. Гумилев « География этноса в исторический период», стр.28-29).
По-моему, комплиментарность или симпатия – это подсознательно осознаваемые и разделяемые общие, совместные, групповые ценности.
А также Л.Н. Гумилев пишет: «Так как особи нового настроя взаимодействуют друг с другом, то немедленно возникает целостность – однонастройная эмоционально, психически и поведенчески, что, очевидно, имеет физический смысл. Скорее всего, здесь мы видим одинаковую вибрацию биотоков этих особей, иными словами, - единый ритм (частоту колебаний)… как только такое пассионарное поле возникло, оно тут же оформляется в социальный институт, организующий коллектив пассионариев: общину, философскую школу, дружину, полис и т.д.» В контексте сказанного, можно добавить и компанию, организацию, фирму. Поэтому так важно формировать в компании корпоративную культуру, т.к. это и есть «целостность – однонастройная эмоционально, психически и поведенчески».
И потому основная цель корпоративной культуры – это создание «пассионарного поля», единого ритма для всех сотрудников организации.
И дальше Л.Н. Гумилев продолжает: «При сочетании данного ритма с другими теоретически может возникнуть либо гармония, когда фазы колебания идут в унисон, либо дисгармония, своего рода какофония. В первом случае идет … слияние, ассимиляция; во втором – нарушение ритма одного или обоих полей, что расшатывает системные связи и ведет к аннигиляции. Нарушенные структуры не поддаются длительной эволюции. При упрощении они выделяют свободную энергию, рассеивающуюся в пространстве, а сами аннигилируются.» (Ленинград, «Наука», 1990, Л.Н. Гумилев « География этноса в исторический период», стр.31-32).
Поэтому компании должны освобождаться от сотрудников, не разделяющих корпоративные ценности, т.к. они идут не в ногу с остальными, а значит, будут служить в дальнейшем причиной деформации и распада организации.
Поэтому важно постоянно и целенаправленно развивать корпоративную культуру на уровне компании, так как, чем больше развивается компания, тем больше принцип комплиментарности заменяется на принцип всеобщности, по-другому, это можно выразить как потерю первоначальных ценностей-ориентиров, размывание их среди прочих из-за большого числа новых людей, не разделяющих эти ценности-ориентиры, что и ведет к деформации компании, потери ею эффективности и устойчивости развития, направления правильного движения, резко увеличивая издержки и сокращая прибыль, а также потерю клиентов, что, в конечном итоге, приводит или к поглощению бизнеса, или к разделению на несколько бизнесов или к банкротству компании. Альтернативы здесь нет, есть только возможность длительной стагнации перед разорением или распадом.
«…Общность судьбы – «условие, без которого нельзя» на уровне компаний оно реализуется в ценностях-правилах поведения, миссии и видении, а также в общей цели, то есть в основах корпоративной культуры, как только это в силу разных причин перестает работать, рано и поздно компания обязательно сталкивается с большими проблемами.
Развитие корпоративной культуры должно работать как навык системы управления компании, то есть как постоянная автоматическая энергосберегающая и самосохраняющая программа, которая помогает руководству повысить уровень управляемости компанией и перенести часть внешнего (физического) уровня контроля на внутренний (ментальный).
Как и у людей, у компаний бывает, «кризис середины жизни», аналогия вполне допустимая, если учитывать теории жизненного цикла компаний, продуктов, людей, вызванный прежде всего тем, о чем говорилось выше, а также:
1. перепозиционированием компании, исходя из её уровня развития по
отношению к акционерам, руководству, сотрудникам, клиентам и
поставщикам, а также к обществу;
2. раз компания дожила до такого возраста, значит, у нее возникла
потребность и необходимость повышения уровня управляемости и
увеличения гибкости в принятии решений.
Любая компания, если она доживает до этого момента, всегда приходит к необходимости формирования системы корпоративных ценностей. Это всегда связано с уровнем управляемости компании и состоянием контроля, а также необходимостью сокращения издержек.
Система корпоративных ценностей – это система ментального организационного самоконтроля и самоуправления, основное её преимущество заключается в том, что, в отличие от остальных, она является внутренней, а потому саморегулирующейся или самоадаптирующейся.
Она долго и тяжело внедряется, но когда начинает функционировать, то требует меньше издержек, чем остальные, а эффект от неё больше, а также она способна самоадаптироваться под изменяющиеся условия, что позволяет использовать её до бесконечности. Компании приходят к необходимости её формирования, как правило, лет через 15 - 20 после своего образования, бывает это случается и на более ранней стадии, но очень часто это происходит только формально, так как естественное развитие компании пока не дает симптомов для появления необходимости в этом, а поэтому не дает желаемого результата, а только дискредитирует её. Возвращаясь к 15-20 годам, это происходит потому, что сначала компания отрабатывает экстенсивный путь повышения эффективности, я бы даже назвал это механическим, техническим (или тактическим) путем. Что это значит – на первом этапе приоритет отдается механическим, техническим средствам: экстенсивному расширению штатного расписания, техническому оборудованию, компьютерным программам, другим внешним системам, таким, например, как административная система управления, регламентирующая положительное и отрицательное поведение сотрудников. Как правило, и стиль управления организацией применяется технократический. Когда же эффект от применения этих средств истощен, то дальше на техническом уровне больше уже никак не поднять эффективность, на это уходит те же 15-20 лет, то приходится искать что-то другое, и этим другим и является система корпоративных ценностей. Это те же технические средства повышения эффективности бизнеса только на ментальном уровне.
И здесь есть еще один большой плюс этой системы – она работает как сужающийся фильтр: остаются в системе только те, чьи ценности соответствуют системе корпоративных ценностей, а чьи не соответствуют рано или поздно выявляются системой и отфильтровываются, как ей не соответствующие и мешающие или даже разрушающие её, что придает системе, а значит, и компании определенную устойчивость при возникновении кризисных ситуаций. Количественным показателем этого является увеличение процента сотрудников длительное время работающих в организации. Также это позволяет снизить издержки, связанные с рассогласованностью действий. Ментальная система контроля, она же корпоративная система ценностей, а ценности, это правила поведения или игры, позволяет перенести контроль и управление с внешнего уровня на внутренний.
А значит переложить значительную часть издержек по управлению и контроля на плечи, а лучше сказать, головы сотрудников. С другой стороны, данная система полезна и выгодна и для сотрудников, так как позволяет им находится в комфортной для себя обстановке со сниженной степенью неопределенности. Со временем такая система, а значит, и организация перерастает в самоадаптирующуюся или, по-другому, самообучающуюся. Но внедрение системы потребует постоянного участия и внимания со стороны руководства компании (институционального уровня менеджмента) и составления ежегодного плана работы по внедрению и поддержанию системы. Основной рабочей частью по созданию системы должен стать департамент по работе с персоналом, хотя я считаю, что необходимо изменить название, а то ведь как лодку назовешь, так она и поплывет. Есть же в компаниях производственный департамент, коммерческий департамент, финансовый, наконец, и всем понятно, чем там занимаются. Работая с организациями, часто замечаешь, что работа в подразделениях по работе с персоналом строится только вокруг найма и увольнения, заполнения и ведения трудовых книжек, соблюдения законодательства, разработке систем мотивации и создания социальных пакетов, а если директор по персоналу, по профессии психолог, то и проведения психологических исследований, все эти вещи нужны, но не они главные в работе подразделения по работе с персоналом, главное, обеспечение стратегии развития компании соответствующими профессиональными, квалифицированными, трудовыми ресурсами и в настоящее время и на перспективу, а такую цель, в качестве основной, встречаешь крайне редко.
Обеспечение соответствующими трудовыми ресурсами, прежде всего, означает две вещи.
Первое, набор правильных людей, то есть разделяющих ценности компании, а для этого эти ценности должны просто быть, а часто их даже нет, тогда неизвестно кого набирать – все подходят… А если они даже есть, то часто чисто формально – никто ими в рабочей деятельности не пользуется, а уж тем более для набора персонала или для оценки возникающих проблемных ситуаций. Также необходимо наличие в компании системы, которая позволяла бы определять эти ценности и их соответствие на входе.
А второе, проведение обучения персонала в соответствии с целями стратегии развития компании, а то ведь обычно обучение проводится на хаотичном уровне, фрагментарно и разрозненно, а уж тем более не в системе, как правило, только тогда, когда у компании хорошая прибыль, обучение рассматривается как десерт на ужине в ресторане, а не как основное блюдо, и если ситуация становится хуже, то первое, что на что сокращают расходы, так это на обучение, хотя должно быть наоборот в такой ситуации, просто отсутствует понимание целей обучения для компании. А значит, обучение не дает нужного результата и отдачи и не выполняет своей функции, а потому никто толком и не знает, зачем оно нужно, какие результаты должны быть достигнуты и как следствие отсутствие, как правило, бюджетов на обучение на постоянной основе, а это, в свою очередь ведёт к проблеме с обеспечением стратегии развития компании соответствующими им трудовыми ресурсами.
Корпоративная система ценностей дает возможность закрепления в компании сотрудников, разделяющих эти ценности.
А это уже первый шаг к формированию команды.