9 июля 1935 года Приказом Народного Комиссара Обороны СССР был принят на вооружение 7,62-мм пистолет-пулемет, разработанный Василием Алексеевичем Дегтяревым.
Одну их первых попыток создания ручного автоматического стрелкового оружия, стреляющего пистолетным патроном, в нашей стране предпринял еще в 1912 году мастер Тульского оружейного завода Петр Николаевич Фролов. Он предложил 20-зарядный автоматический карабин под патрон револьвера Нагана, который некоторые исследователи признают первым отечественным пистолетом-пулеметом. Однако к разработке уставных образцов этого оружия в России обратились в середине 20-х годов прошлого века.
Под тот же револьверный патрон в 1927 году создал свой образец конструктор Тульского оружейного завода Федор Васильевич Токарев, и была выпущена малая партия его пистолетов-пулеметов. Тем не менее, использование специфического «нагановского» боеприпаса с утопленной в гильзе пулей послужило одной из причин отказа от него, и в дальнейшем проектирование пистолетов-пулеметов, как и самозарядных пистолетов, велось под пистолетный патрон калибра 7,62 мм.
К этой работе обратился и начальник проектно-конструкторского бюро Ковровского завода № 2 Василий Алексеевич Дегтярев. К тому времени это был уже достаточно опытный конструктор, чьи ручной, авиационный и танковый пулеметы поступили на вооружение в 1927–1929 годах. Их конструктивной особенностью являлась унификация принципа действия автоматики и работы основных механизмов. То же самое Василий Алексеевич решил применить и в своем первом пистолете-пулемете 1929 года, используя в качестве базы ручной пулемет ДП-27.
В 1930–1933 годах проходили испытания 14 моделей пистолетов-пулеметов, в том числе Василия Алексеевича Дегтярева, тульских оружейников Сергея Александровича Коровина и Федора Васильевича Токарева.
В заключении, составленном в январе 1934 года, было отмечено, что пистолеты-пулеметы В.А. Дегтярева «… по надежности действия автоматики, кучности боя и прочности деталей оказались вполне удовлетворительными».
Серийное производство ППД-34 было организовано в Коврове, но первая партия насчитывала всего 44 единицы, потому что потребовалось внести в конструкцию оружия некоторые изменения.
В 1935–1936 гг. пистолеты-пулеметы Дегтярева проходили войсковые испытания, и по их результатам конструктор усовершенствовал образец, создав модели 1938 и 1940 гг.
В 1941 г. на смену ППД-40 пришел пистолет-пулемет Георгия Семеновича Шпагина ППШ-41. Но в начальный период Великой Отечественной войны выпуск пистолетов-пулеметов Дегтярева был восстановлен. В городе Коврове из оставшихся деталей собрали около 5 тысяч ППД. В 1941–1942 годах в блокадном Ленинграде изготовили около 43 тысяч единиц этого пистолета-пулемета – так называемый «блокадный выпуск», который поступил в войска Ленинградского и Карельского фронтов.
Наш музей обладает достаточно большой коллекцией российских пистолетов-пулеметов. В ней имеются и раритетные образец П.Н. Фролова и модели 1927–1931 гг. Ф.В. Токарева, уникальный пистолет-пулемет Бориса Гавриловича Шпитального и, конечно же, пистолет-пулемет Василия Алексеевича Дегтярева образца 1940 г.
Все эти достижения легендарных отечественных конструкторов почти столетней давности позволили сформировать мощную школу современных российских конструкторов, в том числе и в области проектирования пистолетов-пулеметов. Многие из них представлены в нашей уникальной постоянной экспозиции