По-армейски строгий, с нарочито грубыми формами и решеткой радиатора, напоминающей сержантские усы, – таким запомнился старичок Willys, снискавший популярность у союзников в дыму и копоти Второй мировой. Как появился стальной ветеран и чего достиг на советской чужбине – в этой статье.
Западной поступью на восточных подступах
В начале 1940-х годов нацистский демон пожирает государства Европы, а после – замахнется на американский континент. Такое положение вещей не нравится США. Здесь разворачивается производство военных внедорожников, предназначенных для разведки и командного состава. Исполнителями становятся автокомпании Willys-Overland Motors и American Bantam.
После получения заказа “Виллис-Оверлэнд Моторс” презентует на суд военного ведомства автомобиль Willys Quad, который отвечал эскизам, но не без недостатков.
У модели присутствует прочный бездверный кузов, подходящий двигатель, но отсутствует независимая подвеска, так необходимая на бездорожье.
Стараясь превзойти будущего ветерана войны, “Америкэн Бантам” знакомят публику с Bantam BCR40, тяжеловесным полноприводным внедорожником, который также не пришелся по нраву военным. Из-за веса конструкции выше нормы страдает скорость передвижения, что имело крайне функциональное значение на поле брани.
Когда разрабатывалась новая модель, в качестве наблюдателей приглашают инженеров из Willys-Overland Motors & Ford Motor Company, которые в ближайшее время обязываются показать собственные проекты.
На новый суд комиссии предлагаются Willys MA и Ford Pygmy, которые повторяют отклоненный “бантам”. У обеих моделей присутствует независимая подвеска, хорошая поворотливость на дороге, прочный облегченный кузов до 1000 кг и все, что поможет побеждать союзникам на войне. Дешевизна и идентичное конкурентам качество “Виллиса” сделали дело – комиссия одобрила проект и утвердила серийное производство.
На верной службе у советского народа
К ноябрю 1941 года Вермахт вторгается на территорию СССР и близится к столице – в это же время в США запускается производство Willys MB с фарами, утопленными в решетке радиатора, и другими малыми модификациями.
Летом 1942 года “Виллисы” отправляются по ленд-лизу в союзные страны, в первую очередь через Мурманск и Архангельск в Советский Союз, нуждавшийся в помощи заокеанского капитала.
Оказавшись в рядах РККА, джип получает местную славу. По сравнению с ГАЗ-67 у него имеется лучшая гидравлика, управляемость и удобство.
При нагрузке в 250 кг внедорожник прекрасно справляется с ролью тягача, а простота конструкции идентична ремонтопригодности в боевых условиях. К последнему относятся и фары, которые взаимозаменяемы с фарами от мотоциклов Harley-Davidson.
Автомобиль окрашен в равномерный оливковый матовый цвет, не оставляющий бликов рядом с источником света, – таким преимуществом не хвастаются отечественные аналоги. Ветровое стекло свободно опускается на капот, что делает “Виллис” одним из лучших маскировщиков войны.
Вместо крыши к нему крепится брезентовый тент, спасающий от ветра, дождя и пыли, а двигатель заводится с полуоборота, когда тепло, и с 2-3 оборотов, когда холодно.
Джип отлично себя зарекомендовал в качестве охранника на Тегеранской и Ялтинской конференциях, а во время встречи на Эльбе в апреле-мае 1945 года Омар Брэдли дарит Ивану Коневу именной Willys MB, который становится одним из самых запоминающихся подарков Второй мировой.
После окончания войны стальной ветеран попадает в сельское хозяйство, где используется наравне с тракторами и рабочим рогатым скотом.
История, возрожденная сегодня
В наше время автомобиль экспонируется в военно-исторических музеях союзных стран, находится в частных галереях и остается примером технического дизайна, адаптивного под разные нужды.
Этот джип попал в руки творческих мастеров “ИЗМАШИН” и превратился в необычный стол для работы, а решетка радиатора украсила настенные часы.
Все, что вчера было историей, сегодня обретает вторую жизнь в мебели и интерьере.
Вдохновляйтесь, узнавайте новое и читайте другие статьи в блоге творческой мастерской "Измашин"!
Следите за нашими новостями в Телеграм-канале и в группе ВКонтакте.