До недавнего времени я мало задумывалась о тонкостях иконописи, хотя иконы в доме были всегда: более старые, к которым приложено усилие человеческое, более сложные и одухотворенные; новые - изготовленные типографским способом. Но тут я наткнулась на канал Крестины, которая занимается иконописью профессионально, показывает и рассказывает, как организуется данный процесс, какие у него особенности и сложности.
Знакомство с жизнью и творчеством Крестины можно начать с этого ролика:
Посмотрев все существующие на данный момент времени видео на канале Захватывающий LIVE и Крестик в домике , я решила изучить вопрос более досканально, так как в вопросах религиозных я профан. И вот что нарыла на просторах интернета и в библиотеке.
В 787 году произошло одно из важнейших для иконописи событий - догмат по написанию икон признали благим делом. Это произошло на Седьмом Вселенском Соборе при правителях Византии Ирине и Константине Шестом. Именно после данного собрания иконопись стала развиваться, а религиозное ремесло было полностью одобрено христианским народом.
Первые русские иконы были на самом деле византийскими иконами, написанными монахами в Киеве. Русские иконы такими, какими мы их знаем сегодня, появились в XII веке в Новгороде под влиянием местного народного творчества. Эти новые православные иконы отличались от византийских зелеными, бледно-желтыми и другими светлыми цветами, используемыми в их создании. Кроме того, русские иконописцы добавили черные линии, чтобы выделить изображенные фигуры, что также было в новинку для византийской иконописи.
Русские иконы обычно пишутся на деревянных панелях. Большинство из них небольшие, но есть также и большие церковные и монастырские иконы, которые могут быть огромных размеров. Также стоит отметить, что некоторые русские иконы выполнены из меди или даже драгоценных металлов, таких как серебро. Обычно для иконописи выбираются липовые доски. В разных иконописных школах техника использования материалов разная. На доску может наклеивается паволока (ткань, как правило льняная), но есть мастера, которые пишут без нее. Поверх паволоки (или сразу доски) наносится левкас - многослойный грунт из мела и клеев животного происхождения. Левкас наносится в несколько слоев, обычно от 8 до 12. Затем прорисовывается сюжет иконы и наносится золочение. Золочение сегодня делается с помощью листов сусального золота, а краски выбирает мастер, хотя по канону они натуральные. Все пигменты делятся на ахроматические (белый, серый, черный) и хроматические: теплые (желтый, оранжевый, красный...) и холодные (зеленый, синий, ...).
И, наконец, вполне понятная и доступная информация, которая обычно не доходит до людей, которые обвиняют религиозность в невозможности ее существования без атрибутики. Икона - не просто атрибут веры и религии, не исключительно изображение, которое соответствует канону и запросам церкви. Ключевое назначение иконы - создать священное изображение, которое станет посредником между Богом и молящимся. Цитируя иконописца Александра Айнетдинова:
– Икона – проповедь и проводник к тому образу, к которому человек обращается в молитве. Например, если человек хочет обратиться в молитве к Спасителю и Богородице, он встанет перед иконой, и это будет совершенно другая молитва, нежели без иконы. Икона должна способствовать этой молитве. Не отвлекать, не быть яркой, с излишествами, с гламурной позолотой.
Полностью статью можно прочитать здесь.