Обязательная этноэкспертиза принудит компании проводить консультации с сообществами коренных народов
Ленский мост будет построен, заявил в начале июля президент Владимир Путин на встрече со студентами РАНХиГС. Мост через реку Лену должен пройти от села Старая Табага (входит в городской округ Якутск) до села Хаптагай Мегино-Кангаласского района Якутии.
Тема строительства инфраструктурного объекта обсуждается уже очень давно, в том числе в контексте необходимости изъятия земельных участков для подготовки дорожного полотна — в зоне старого освоения, в которой, как утверждают местные жители, находят вещи, относящиеся даже к XVI веку. Вопрос о потребности в проведении этнологической экспертизы при строительстве моста поднимался почти десять лет назад — очевидно, что сейчас он вновь станет актуальным.
Суть этноэкспертизы как эффективного инструмента регулирования взаимоотношений коренных жителей и структур, реализующих масштабные инвестиционные проекты, объясняет программный директор Школы общественной дипломатии Алексей Цыкарев, международный эксперт в области прав человека, имеющий опыт работы заместителем председателя постоянного форума ООН по вопросам коренных народов.
«Одна из функций законодательства — отражать изменение реалий и тенденций, создавать инструменты для регулирования взаимоотношений различных сторон в новых условиях. Сегодня во многих регионах Сибири и Арктики такие условия формируются — все больше промышленных проектов реализуется на территории проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, что может поставить под угрозу их уникальную культуру, традиционный образ жизни и промыслы.
Этноэкспертиза, которая, по сути, является российским эквивалентом существующих в международных стандартах мероприятий должной осмотрительности, уже законодательно закреплена в Республике Саха (Якутия), есть практики применения этноэкспертизы на других территориях. Вместе с тем, все увеличивающаяся промышленная нагрузка на российскую Арктику создает необходимость для распространения данной практики и принятия федерального закона.
Закон об этноэкспертизе должен сделать неизбежной для компаний — причем не только крупных, но и средних и небольших — обязанность предварительных консультаций с сообществами коренных народов на основе достоверных и полных данных о потенциальном влиянии проекта на эти сообщества. Соответствующие исследования, составляющие основу этноэкпертизы, должны послужить фундаментом для формулирования планов по минимизации и смягчения последствий промышленных проектов, либо выплаты компенсаций.
В случае промышленного освоения земель коренных народов международно признанные стандарты предписывают проведение консультаций с применением принципа свободного, предварительного и осознанного согласия коренных народов. Чтобы диалог о таком согласии был эффективным и прозрачным, а консультации добросовестными, может быть полезна этноэкспертиза, проведенная заблаговременно и при непосредственном участии самих коренных народов».