В октябре 2014 года была создана компания Fiat Chrysler Automobiles. В результате слияния Chrysler Group и Fiat SpA с штаб-квартирой в Амстердаме. Приобретателем выступила компания Fiat, в течении пяти лет она выкупила акции группы Chrysler, которая стала банкротом. А для Детройдского гиганта начиналось все по-другому…
Американская мечта
В 1925 году Уолтер Крайслер основал корпорацию Chrysler Corporation, на останках Maxwell Motor Company движимый желанием произвести революцию в отрасли. Компания быстро получила признание благодаря своим новаторским достижениям, таким как первый серийный шестицилиндровый двигатель и культовые модели "Airflow", которые привнесли обтекаемую эстетику в автомобильный мир.
Уолтер работал в подразделении Buick в General Motors, и перенял опыт автогиганта по разделению брендов на классы и ценовому сегменту. Тем самым сделав для своей компании, в которую входили несколько брендов, следующие разделение: Plymouth недорогой сегментах рынка, DeSoto был представлен для среднего потребителя, Dodge для рынка грузовиков, Chrysler автомобили повышенного качества, и марка роскошных автомобилей Imperial – чтобы конкурировать с Lincoln и Cadillac.
В компании трудились мозговитые инженеры и на протяжение всей истории Chrysler Corporation создавала различные новшества. Полностью транзисторный автомобильный радиоприемник, электронный впрыск топлива, четырехколесные гидравлические тормоза и другие патенты было результатом труда работников Chrysler.
Начиная с 1960-х, корпорация осознала потенциал европейского рынка и попыталась закрепиться через Атлантику. Американцы расширили свой портфель брендов получив контроль над французской Simca, которая ранее принадлежала Fiat, но союз не удался после наступления трудных времен для Chrysler и как итог права на француза были проданы компании Peugeot SA.
В 1963 году Chrysler начал сотрудничество с испанским автопроизводителем Barreiros. С целью освоение растущего испанского автомобильного рынка. Barreiros производил в Испании по лицензии автомобили, разработанные Chrysler, включая грузовики и дизельные двигатели. Впоследствии Simca и Barreiros были переименованы в Chrysler Europe.
В том же десятилетии Chrysler расширил свое европейское присутствие британским Rootes Group. Rootes следующими брендами: Hillman, Sunbeam, Singer и Humber. Приобретение укрепило позиции Chrysler в Европе. Но со временем Rootes была переименована в Chrysler United Kingdom и производство британских марок сошло на нет. А фургоны и грузовики стали носить шильдик (эмблему) Dodge.
Пикапы марки Dodge знамениты еще и тем, что в ответ на выпуск Ford монстр трак, компания сделала своего «монстра», благополучно засветившегося в фильме «Няньки» 1994 года. Модель носила название Dodge Ram 4×4 big-foot, что повышала привлекательность и рекламу для Chrysler.
Приход в Европу позволил американцам укрепить свои позиции в старом свете, перенять опыт и новаторские идеи. Это не останавливало аппетиты детройдцев, и они выходили на контакт с японцами. Chrysler наладил сотрудничество с Mitsubishi Motors и продавал автомобили марки Mitsubishi под брендами Dodge и Plymouth у себя на родине. Это помогло поддерживать марку, конкуренты у компании были мощнейшие в лице GM и Ford.
Дела шли не плохо до начала 1970-х годов, когда вкусы потребителей сместились в сторону автомобилей меньшего размера из-за нефтяного кризиса. Вес проблем Chrysler Europe привел к отделению дочерний компании от основной. Руководство передало больной бизнес компании PSA Peugeot-Citroën за номинальную сумму в один доллар. Тем самым сняв с себя бремя убытков и выплат долгов.
Выйдя из кризиса Chrysler продолжил налаживать новые партнерские отношения, в 1985 году создав Diamond-Star Motors в сотрудничестве с Mitsubishi. Это предприятие расширило отношения между Chrysler и Mitsubishi, проложив путь к совместному производству и использованию ресурсов. Два года спустя, в 1987 году, Chrysler сделал важное приобретение, поглотив American Motors Corporation (AMC) принадлежавшую Renault. Этот стратегический шаг не только расширил портфолио Chrysler, но и привлек в компанию высокодоходный бренд Jeep.
После покупки AMC, был создан еще один бренд –– Eagle, его создание было обусловлено банальным соперничеством с маркой Saturn, ранее презентованной General Motors. Первые две модели Eagle Premier и Eagle Medallion были спроектированы на базе Renault. У бренда не простая история, технически машина была более совершенна, чем Jeep, но у «Орла» не было узнаваемости. Jeep напротив пользовался популярностью и приносил больше выручки. Бренд Eagle недолго продержался в составе Chrysler, и в 1998 году было принято решение о прекращении выпуска бренда вскоре после слияния Chrysler с Daimler-Benz.
Немецкая семья
Последующие года для компании стали периодом преобразований, а началось все слиянием Chrysler и Daimler-Benz (современная Mercedes-Benz Group). Изначальное партнерство превратилось в поглощение немцами, что привело к удивлению акционеров. Компания стала называться DaimlerChrysler Motors Company, и американские бренды ожидали своей участи. Бренд Eagle был упразднен, а Jeep стал независимым подразделением. Производство Plymouth было прекращено.
Dodge пережил возрождение благодаря выпуску таких успешных моделей, как пикап Dodge Ram и спортивный автомобиль Dodge Viper. Бренд Imperial, который позиционировался как марка класса люкс в составе Chrysler, постигла другая судьба. DaimlerChrysler решил прекратить выпуск марки Imperial, поскольку она не вписывалась в долгосрочную стратегию компании. Ресурсы уходили на другие марки класса люкс, таких как Mercedes-Benz.
Период был знаковым для некоторых моделей Chrysler. На платформе Mercedes-Benz E-Class, создан седан Chrysler 300. А также Chrysler Crossfire, в котором прослеживались элементы Mercedes-Benz.
Несмотря на первоначальный энтузиазм, слияние американца и немца в DaimlerChrysler не принесло желаемых результатов. Культурные различия, операционные проблемы и несовпадение стратегических приоритетов привели к напряженным отношениям между двумя компаниями. В 2007 году Daimler продал контрольный пакет акций Chrysler компании Cerberus Capital Management, что в конечном итоге привело к банкротству Chrysler и последующему партнерству с Fiat.
Итальянская семья
Мировой финансовый кризис 2008 года создал серьезные проблемы для всей автомобильной промышленности, включая Chrysler. В 2009 году компания искала стратегическое партнерство и создала альянс с итальянским автопроизводителем Fiat. Это партнерство оказалось решающим для выживания детройдцев.
В этот период были повторно запущены с новыми технологиями марки: Ram, Jeep, Dodge, SRT и Chrysler. В 2010 году компания представила революционный Chrysler Pacifica, кроссовер, сочетающий в себе универсальность внедорожника с комфортом минивэна.
В 2014 году Fiat выкупил оставшиеся акции Chrysler образовав компанию Fiat Chrysler Automobiles, которая стала мировым автомобильным гигантом. Это слияние позволило обеим компаниям обмениваться технологиями и опытом, расширяя при этом свой глобальный охват. Кроме того, в портфель FCA вошли такие известные бренды, как Alfa Romeo и Maserati.
В рамках перестройки бренд Ram Truck был отделен от Dodge и создан как самостоятельная компания. Это позволило Ram сосредоточиться исключительно на разработке и маркетинге пикапов. FCA продолжала расширять и укреплять бренд Jeep. Бренд пережил значительный рост, став символом приключений. Такие модели, как Jeep Wrangler и Grand Cherokee, завоевали популярность во всем мире, способствуя успеху бренда и его признанию в качестве мирового лидера среди внедорожников. Не зря среди русскоязычного населения слово «Jeep» ассоциируется с внедорожниками.
Бренд Chrysler был переориентирован на свою родину –– Северную Америку. Лишь некоторые машины с шильдиком Детройского автопрома появлялись на Ближнем востоке и в некоторых странах Европы. Для Fiat важным было получить выход на североамериканский рынок с налаженной дистрибьюторской сетью, которая имела корпорация Chrysler.
С популяризацией электрификации, Chrysler предпринял усилия по внедрению гибридных и электрических технологий в свой модельный ряд. Марка представила Chrysler Pacifica Hybrid и Chrysler Voyager Hybrid.
Будущее Chrysler выглядит многообещающим, поскольку генеральный директор Stellantis Карлос Таварес в 2023 году объявил о планах "перезапуска" бренда с помощью новых моделей. Одна из ожидаемых –– электрический компактный кроссовер под названием Airflow, который будет конкурировать с такими популярными электромобилями, как Tesla Model Y и Ford Mustang Mach-E. Таварес также сообщил, что Chrysler намерен стать полностью электрическим брендом к 2028 году, что соответствует амбициозной цели Stellantis - достичь 50% от общего объема продаж легковых и легких грузовых автомобилей в США за счет электромобилей к 2030 году.
_____
Stellantis, материнская компания - читайте тут.
Часть 1 Chrysler - вы здесь
Часть 2 Fiat - тут
Часть 3 PSA Groupe - тут
Недавно вышел Форсаж 10, где Вин Дизель снова обкатывает свой Dodge Charger, хотели бы и вы, как Вин Дизель быть лысым? Пиши в комментах и ставь лайк!