Если лауреаты определялись путём зрительского голосования в эфире и на сайте "Радио Шансон", то надо посмотреть концерт, подумала я. Ведь основная масса слушателей и зрителей умеют отличать хорошее от плохого, и безвкусное от оригинального.
Радио у меня нет ни дома, ни в авто, да и самого авто, собственно говоря, тоже нет, поэтому, какие хит-парады у радиостанции, я совсем не представляла. Но тот факт, что зрители голосовали за песню ШАМАНА "Я русский", и за эту песню тоже решили вручить "Золотой гриф", обнадёживал...
А тут ещё интернет подкинул информацию, что на мероприятии прозвучало аж ВОСЕМЬ песен на стихи МИХАИЛА ГУЦЕРИЕВА. 6 песен из них получило премиальную статуэтку. Ну, думаю, вот весело будет...
Церемония награждения прошла ещё в апреле, а показали по ТВ 7. 07. 2023.
Включила запись в интернете и начала смотреть почему-то с конца, с первой попавшейся песни. Кстати, опять не всех участников показали по ТВ и совершенно в другой очерёдности. Версии показов отличаются.
И вот вижу я какую-то мадам со сценическим именем МИА Манолли в платье "А-ля Успенская" и в зачётных зелёных сапожках. Манолли бодро пела:
Хватай меня за голову,
Целуй, касаясь жадно губ,
Моя любовь голодная,
Бери хоть как-нибудь.
Хватай меня за голову,
Целуй, касаясь губ,
Под платьем чувства голые,
Бери, хоть как-нибудь...
Я за свою голову схватилась сама...Садо мазо какое-то...Гуцериев отдыхает, вот он настоящий шансон, вот он победитель в "Золотой клюкве", мелькнула мысль.
Рано радовалась. Оказалось, что Гуцериев как раз и не отдыхал, а трудился самолично денно и нощно над этим шедеВРАЛЬным текстом, чтобы придумать нетленное "Бери, хоть как нибудь"...Остаётся только догадываться, как именно...Наверное, песню по ТВ не показали...Я не до конца на ТВ смотрела, только до Рондо с "Пулей"
Анализировать все песни Михаила Сафарбековича, прозвучавшие на премии, нет смысла. Займёт слишком много места. Но всё-таки про некоторые сказать хочется.
Так Ирина Круг исполнила песню "Огонь моих цитат". Некоторые неожиданные словосочетания:
"Шатунных дней бесстыжий взгляд...И пусть опять в груди моей забьётся огонь забытых мной цитат"
заставили меня вспомнить про почему-то шатунные подшипники с бесстыжими глазами и задуматься над тем, какие именно цитаты забыла певица. Уж не из предыдущей ли песни? А может, из учебника по сопромату, или из путеводителя по Москве? Любопытству требовалось услышать хотя бы одну из забытых цитат, но её в песне не озвучили.
ТАИСИЮ Повалий я люблю. А вот чая с молоком не хочу. Лучше отдельно молоко. Но, возможно, поэт имел ввиду чай со сгущённым молоком?
Это видео выше не с церемонии вручения премии. Но здесь певица лучше песню исполняет, чем получилось на премии. И вообще, впервые вижу у Повалий ноги! Красивое платье, зря она редко такие носит, и ноги красивые.
В песне совсем немного слов и красивая мелодия, которая быстро запоминается и даже привязывается. И по утру на кухне, вскипятив кастрюльку молока, я заспанным голосом промычала "Чай с молоком, день ни о чём".
В общем-то, и сама песня ни о чём. Певице пришлось страдать всю песню, произнеся бесконечное количество раз жалобу на то, что её лишили чая с молоком, а она хочет туда, где они есть. Ну, Тася, купите Вы себе молока, а лучше сгущёнки в жестяных банках ( не в пластике ) дольше хранятся. И пейте на здоровье. Вот тоже проблему нашли.
...Запах чайной любви мне до боли знаком.
Хочу снова туда, там, где
Чай с молоком. Сердце рядом, ночью вместе, вдвоём.
День ни о чём, просто вместе, просто чай с молоком,
Чай с молоком. Ночь за окном.
Губы рядом, ночью вместе, вдвоём.
Рядом, вдвоём. Рано утром снова чай с молоком...
Губы рядом - тоже смутили. Мне сначала послышалось "зубы рядом" и ярко так представилась вставная челюсть с зубами на блюдечке, на комоде рядом с кроватью. Это в моём детстве у меня бабушка однажды оставила нечаянно блюдечко рядом с моей кроватью и. Она на ночь всегда зубы выставляла. Я просыпаюсь, а зубы рядом...страшно. Так и тут, губы на блюдечке, рядом...
Ну Стас Михайлов опять пел "Жду звонка" всё того же поэта, где Стас опять жаловался, что промок без дождя и всю ночь копался в памяти, где это он промок, если дождя не было? Про эту песню уже писала в своих обзорах...Слово "копался" ну ужасно не поэтичное. Я сразу представляю Копатыча с лопатой на огороде.
«Кто любит меньше – тот умней» исполнил СЕРГЕЙ Ростов. Песня почти сплошняком составлена из афоризмов поэта Гуцериева, которые он даже выпускал отдельным изданием, в отдельной книжечке. Впервые сталкиваюсь с тем, что афоризмы ещё и поют, как мантры, видимо. А я считаю так: или человека любишь или не любишь вовсе. Это не варёная картошка, чтоб её любить меньше, чем жареную...
Кому свеча, кому судьба,
За легкомыслием — беспечность.
У каждого своя звезда,
А смерть уносит в бесконечность...
Ну как это, кому свеча, кому судьба...Судьба не у всех что ли есть, только у некоторых? А остальным сразу свечки выдаются? И тут же " у каждого своя звезда"... без свечек и судеб? Набор красивых слов, по-моему, и только. Легкомыслие и беспечность это вообще одно и тоже, слова синонимы. За легкомыслием скорее всего - глупость следует...
Вот такой переход у поэта от беспечных текстов к песням серьёзным. И была ещё одна серьёзная песня Гуцериева ( помимо песни с афоризмами ) на этой премии. РУСЛАН АЛЕХНО "Ждёт меня любимая". Песня о войне. Герой на войне, а мысли его только о доме, о семье.
АЛЕХНО поёт бесподобно, выкладывается полностью на песне, входит в образ. Но мне не совсем понятна гражданская позиция поэта из-за перегруза метафорами и неконкретно-выраженных мыслей.
Бил прямой наводкой
Точно пулемёт
Разрывая глотку,
Бил, стреляя в рот...
...Шевелилось поле,
Издавая стон.
Русское раздолье
Золотых погон.
Текст у меня вызывает множество вопросов, особенно про русское раздолье с золотыми погонами...Ну как сочетать русское раздолье с шевелением и стонами на поле? По-моему он осуждает войну, не стараясь ответить на вопрос, кто виноват и что делать...Сложно понять из-за витиеватости и отсутствия конкретики.
А вот песня в исполнении Газманова и Маршала у меня вопросов не вызывает и гражданская позиция певцов мне ясна. "МАМА-РОДИНА"
Да, часто говорят и пишут о том, как много недостатков было в Советском союзе и зря, мол, многие тешат себя воспоминаниями и иллюзиями. Но ведь и хорошего было много. Песня-ностальгия. Мама-Родина, прости.
Александр Розенбаум - песня "Упереться, не сломаться".ТРОФИМ "Когда нибудь". Александр Иванов и группа Рондо - "Пуля". Песню Пуля ещё написал в 2011 году Денис Майданов, который тоже участвовал в концерте. Но с разрешения автора Иванов спел её в аранжировке, с изменением ритма, в более высоком регистре и т.д. И песня теперь звучит точно как у Иванова, не подумаешь, что это не репертуар "Рондо". Местами мелодия напоминает другие рондовские песни.
И вот опять же сравниваешь текст "Пули" Майданова и текст Гуцериева к песне о войне, и понимаешь, что У Майданова и Иванова всё понятно и прозрачно, а у Гуцериева всё совсем непонятно.
И конечно же хорошо, что и песни Шамана, оказывается, радио Шансон крутит. Шамана, кстати, по ТВ показали первым. На самом деле он выступал где-то уже после серединки концерта.
Помнится на премии "Виктория", организованной Гуцериевым и Крутым Шаман, включённый в список номинантов, не получил ничего. В той же статье (ниже ссылка) смешной анализ других песен-лауреатов Гуцериева.
Но всё течёт, всё изменяется и часто в нужном направлении. С явлением Шамана приходится считаться и тем, кому он на эстраде был поперёк дороги.
Пели и Шуфутинский, Долина, Саруханов, Слава, Буйнов. Кто-то пел как гость, кто-то получил статуэтку гитарного грифа. У Саруханова понравилась весёлая песня "Неженатый". Ярослав Сумишевский пел не раз. В дуэте с Петрухиным и в дуэте с Тамарой Кутидзе. Чего-то мне особо не понравились ни выступления, ни сами песни. С Петрухиным всю песню прыгали как дети, а с Кутидзе вроде и серьёзно, но не интересно, песня совсем не запомнилась. Павлиашвили в дуэте с StaFFорд63 спел песню-воспоминание "Струна" о старых дворах, друзьях, тех, кого нет.
Самбурская пела как гость премии. Песня "Саша, ты помнишь наши встречи". Ей очень идут эти песни, мы уже убедились на "Трёх аккордах". Тут она спела похуже, на мой взгляд. Эту песню она обычно поёт намного лучше. Волновалась, наверное.
Кемеровский пел, группа "Лесоповал" и ещё немало исполнителей шансона, имена которых мне ни о чём не говорили. Запомнила только, что в группе "Сентябрь" хороший солист. Приятный голос, да и музыкантов в группе достаточно много с различными инструментами. Группа действительно поёт в жанре шансон.
Обратила внимание на ИСЛАМА Итляшева, так как он жгучий брюнет, с южным темпераментом, типичным красивым кавказским тембром. И ПЕСНЯ "РЕСТОРАН" не даёт сидеть на месте. Опять же в песне кавказские ритмы, звуки национальных инструментов. Неплохо для шансона. И ресторан, видимо, хороший.
Посмотреть премию выборочно вполне можно. Целиком - долго и много, где-то всего 45 номеров.
Уже после написания статьи заглянула в интернет: кто же стоит у руля радио Шансон? Ну кто-то, ОН в пальто. Гуцериев давно купил все акции этой радиостанции...А я-то сокрушаюсь, как такие песни в хит-парадах неделями держаться?..Наивная я женщина )))