Найти в Дзене

Обитель св. Елисаветы Федоровны — неповторимый образец общины сестер милосердия

Оглавление

Марфо-Мариинская обитель была создана в Москве Великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1909 г., через два года после убийства ее мужа Великого князя Сергия Романова. Тогда на устройство общины и другие дела милосердия ушла треть от всех принадлежавших ей средств. При жизни преподобномученицы обитель просуществовала не долго. Но и за те годы община получила такую широкую известность, которая не угасает по сей день. Эта обитель была уникальной в своем роде.

Уникальность обители

В Марфо-Мариинской обители прмц. Елисавета хотела совместить социальное служение и монашеский строгий устав. Мирские сестричества, которых в России тогда было много, не нравились Великой княгине своим духом: сестры милосердия часто бывали на балах и в целом вели светский образ жизни. Монашество же она понимала как исключительно созерцательное, молитвенное делание и полное отречение от мира (в том числе от работы в больницах и другого социального служения).

Поэтому обеты, которые сестры милосердия давали в обители, были временными (на год, три, шесть лет и только затем на всю жизнь). Так, не будучи монахинями, сестры вели монашеский образ жизни. Они могли по желанию покинуть обитель и выйти замуж или же быть пострижены в мантию, минуя иночество. В таком уставе св. Елизавете удалось соединить два вида служения Христу: деятельное, как у Марфы, и созерцательное, как у Марии. В этом была уникальность обители.

Была ли сама Елизавета Федоровна пострижена в монашество — вопрос открытый. Письма Елизаветы Федоровны говорят о том, что она собиралась принять постриг к концу жизни. Но если постриг и был в итоге совершен, то тайный.

-2

О сестрах

В сестры милосердия принимались только физически здоровые девицы и вдовы православного вероисповедания не моложе 21 и не старше 40 лет. Это требование обосновывалось не только трудным физически, но и духовным социальным служением. Для оказания квалифицированной помощи нуждающимся сестры обители получали обязательное медицинское и религиозное образование. На момент открытия в обители было 6 насельниц, но за первый прибавилось еще 17 сестер. С ними и Великая княгиня, которая была назначена настоятельницей.

Сестры обители делились на крестовых, т. е. уже посвященных, — они носили на груди крест наподобие иерейского, испытуемых и учениц — девочек из приюта, желавших стать сестрами. Так было и в других сестричествах в России того времени.

Главным делом сестер было посещение бедняков. Все сестры и настоятельница регулярно обходили ночлежные дома, делая перевязки больным, препровождая детей в приюты, подыскивая места безработным. В годы расцвета обители (1914-1917) в ней трудилось более 150 сестер.

-3

О настоятельнице

Агриппина Кутомкина, последняя сестра, бывшая в обители ученицей Матушки Елизаветы, вспоминала, что Великая княгиня при всей своей женственности шагала через две ступеньки. Она была очень требовательной и по ночам приходила проверять, не спит ли кто из сестер. К тем, кто небрежно относился к своим обязанностям, она была очень строга. А делая уколы, св. Елисавета обязательно крестила рукой или мысленно место, которое собиралась уколоть.

Расширение территории и масштабов деятельности

Усилиями Елизаветы Федоровны в обители было построено два храма. Больничный храм во имя святых жен Марфы и Марии был освящен в 1909 г., а Покровский собор — в 1912 г. В соборе была устроена потайная лестница в подземную усыпальницу, где завещала себя похоронить св. Елисавета. Однако это не было исполнено. Из-за революции и смены власти мощи святой были вывезены на Святую землю, где и пребывают до сих пор.

Не считая храмов, обители принадлежало изначально четыре здания: сестринский корпус с трапезной, большая больница с амбулаторией, дом настоятельницы и дом священника. В последнем находились внушительная общественная библиотека и комнаты, где учились и жили дети из приюта. Там же размещалась воскресная школа для женщин, работавших на фабриках. Когда количество сестер значительно возросло, для них был выстроено трехэтажное общежитие. Со временем было выкуплено несколько зданий вблизи обители. В одном из них организовали столовую для бедных, где ежедневно за копейки отпускались сотни обедов. Там же размещались «дешевые квартиры» для работающих малообеспеченных женщин.

-4

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Первый пациент больницы

Первую операцию в больнице для бедных при обители сделали самой Елизавете Федоровне: хирургами была успешно удалена доброкачественная опухоль. Больница эта всегда пользовалась успехом, а хирургическое отделение считалось лучшим в Москве. 34 лучших врача трудились здесь бесплатно. В аптеке обители лекарства также отпускались бедным бесплатно.

Несмотря на большой спрос, Елизавета Федоровна запрещала увеличивать количество больничных коек, которых было 20. Она считала, что обслуживание большей больницы будет отвлекать сестер от главного — посещения бедных на дому. Больниц в городе было достаточно, а социальных работников не хватало.

Богом поставленный духовник

В обители власть и ответственность были гармонично разделены: за все духовные вопросы отвечал духовник отец Митрофан Сребрянский, а административными задачами, советуясь с ним, занималась Елизавета Федоровна.

-5

Духовником обители отец Митрофан стал не по своему желанию, а по Промыслу Божьему. За предложенные в 1908 г. дельные советы по организации Марфо-Мариинской обители, которые и вошли в итоге в основу ее устроения, Великая княгиня предложила отцу Митрофану стать духовником обители. И когда после размышлений священник решил отказаться от этого предложения, у него вдруг отнялась правая рука. Тогда он воспринял это как знамение воли Божией и пообещал Богу согласиться стать духовником. Вскоре после этого он исцелился.

В 1918 г., ожидая своего ареста, прмц. Елисавета передала общину на попечение отцу Митрофану и сестре-казначее. Вскоре после этого духовник принял постриг с именем Сергий и служил в обители до 1923 г., пока и в его жизни не началась аресты и ссылки. Скончался отец Сергий в 1948 г. и был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

Сама обитель после мученической кончины ее основательницы в 1918 г. просуществовала почти 8 лет. В 1926 г. многие сестры были высланы в Среднюю Азию, а помещения обители заняли различные учреждения. В 1928 г. большевиками был закрыт Покровский собор.

Духовная миссия

Кроме дел милосердия Великая княгиня и духовник видели конечной целью создания обители миссионерство среди обездоленных горожан. Елизавета Федоровна говорила: «Мы несем страждущим не только материальную помощь, но и свет Христов». Преследуя эту цель, отец Митрофан еженедельно проводил с сестрами беседы о вере и Священном писании, чтобы они могли свободно проповедовать за стенами обители.

Обитель сегодня

Возрождение Марфо-Мариинской обители началось в 1992 г. А в 2008 г. была завершена реконструкция всего архитектурного комплекса. В бывших покоях Великой княгини Елизаветы организован музей, где хранятся ее личные вещи и письма.

В настоящее время в обители более 40 монашествующих сестер и всего три сестры милосердия (многие стали монахинями). Есть еще сестричество из 10 человек и добровольцы. И те, и другие не живут в обители, но помогают в социальном служении, которым не занимаются монашествующие.

Настоятельница обители игумения Елисавета (Позднякова) считает, что в современных реалиях невозможно воссоздать тот уклад жизни, какой был здесь при св. Елисавете. «Сегодня церковная социальная деятельность – это прерогатива в основном мирян. Поэтому я считаю, что наши сотрудники и наши добровольцы как раз и являются теми сестрами милосердия, которых собирала вокруг себя Великая княгиня Елизавета».

-6

В настоящее время сестры милосердия обители задействованы в нескольких проектах, среди которых реабилизация детей и взрослых с инвалидностью, окормление бездомных, патронажная служба, уход за больными в больницах, помощь детям-сиротам и нуждающимся семьям.

Пример самоотверженного служения людям, который показала Великая княгиня Елисавета и сестры милосердия организованной ей обители, в 1994 г. вдохновил и отца Андрея Лемешонка, духовника нашей Свято-Елисаветинской обители в Минске. Тогда в результате организовавшегося сестричества батюшка решил основать монастырь в честь св. прмц. Елисаветы. С тех пор главным служением сестер милосердия обители, которых насчитывается уже более 300, является помощь в психиатрической больнице, духовное окормление психоневрологических интернатов и патронажное служение. Кроме опыта служения, у Марфа-Мариинской обители был перенят и опыт еженедельных бесед сестер милосердия с духовником монастыря, успешно практикуемый до сего дня.

-7

Таким образом, по Божьему благословению дело милосердия св. Елисаветы продолжается и сегодня. Причем не только в основанной ею обители, но и в других, созданных по ее примеру.

-8

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ