ЭПИЛОГ. В ЭТИ ИСТОРИИ ТРУДНО ПОВЕРИТЬ, НО ДЕЛЬТАПЛАНЕРИСТЫ НОРИЛЬСКА, ЕСЛИ ОТКЛИКНУТЬСЯ НА МОЙ ШОКИРУЮЩИЙ РАССКАЗ ПОДТВЕРДЯТ ЭТИ ФАКТЫ.
Глава 1.
Дорогие мои читатели в этой статье некоторые события покажутся Вам нереальными, но я не применял приемы художественного вымысла и преувеличения. Эти невероятные факты произошли в середине 80 годов 20 века на Таймырском полуострове. Я с детства мечтал стать летчиком, но в силу некоторых обстоятельств это желание не исполнилось. Не поступив в летное училище, я забыл о своей мечте.
Но если есть всевышний на небесах, то он стремится выполнить очень сильные человеческие желания. Отработав год в Норильске, я случайно узнал, что в городе существует клуб дельтапланеристов. Я узнал номер телефона клуба и созвонился с этими ребятами. Мне назначили время, день и адрес по которому я должен был приехать. Дельта клуб находился в бомбоубежище старого города.
Лучшего места для этой организации невозможно было придумать. В отдельной комнате была своя мастерская, с наждаком, гидравлическим прессом, тисками и с огромным количеством слесарного инструмента. Огромное помещение бомбоубежища идеально подходило для сборки и подгонки конструкции дельтаплана.
Глава 2.
Я вошел в мастерскую, познакомился со всеми и мне объяснили работу клуба и предложили отремонтировать поломанный дельтаплан. Мы с Сашей сразу же приступили к ремонту аппарата и дня за четыре при помощи опытных пилотов мы привели его летное состояние.
Высокая комиссия приняла аппарат и дала нам распечатки техники безопасности полетов на дельтаплане и попросила нас принести Сергею страховки здоровья и жизни от Госстраха. Дельтапланеризм экстремальный вид спорта и каждый год в мире гибнут пилоты этого вида спорта.
Человек может заниматься любым видом физических нагрузок, но научится летать могут не не все люди. Подготовка новичка на квалифицированного пилота не обходится без синяков и ссадин. При каждом старте в воздух человек должен преодолевать свой животный страх даже с высоты пяти метров.
Глава 3.
Многие люди просто не могут преодолеть инстинкт самосохранения опасности перед полетом по своим генетическим параметрам, и этот спорт не для них. Этот не для слабых духом. При овладевании навыков пилотирования с небольшой до огромной высоты, страх постепенно уходит, но остается легкий мандраж у всех пилотов перед взлетом. При отрыве от земли этот мандраж пропадает и на его место приходит огромное чувство радости и эйфории от свободного полета.
Глава 4.
Мы разобрали с Сашей дельтаплан по трехметровым трубам и упаковали в огромный пакет в бомбоубежище и договорились в субботу ехать на дельтадром. Саша объяснил, что нам надо ехать на автобусе минут пятнадцать до комбината НАДЕЖДА и идти до базы 7км. Примерно 1 час 30 мин.
В субботу мы сели с ним в автобус с аппаратом и поехали на базу.
Заезд на базу прошел успешно, мы остались в живых и наши обглоданные полярными волками кости не стали памятником головотяпству Саши. Мы попали в сильнейшую пургу, и он промахнулся мимо базы километров на пять, но бог нас миловал и мы вышли к балкам обмороженные.
Ввалились мы в жарко натопленный балок обессиленные и счастливые, а дельтаплан мы оставили в тундре и забрали его через неделю. Жарко горела печка, и ребята нас начали отпаивать чаем.
Глава 5.
Вы не представляете, какое это было блаженство после трех часов борьбы со стихией попасть в жарко натопленное помещение. Отогревшись, мы замерили температуру воздуха и силу ветра ареометром. Температура воздуха за бортом была минус 39 градусов, сила ветра от 26 до 30 м. Такой ветер сбивает с ног и мы шли обратно к балкам полтора часа против ветра, согнувшись в три погибели и боком с полузакрытыми веками, так как снежная крупа секла по глазам.
База состояла из трех железных балков размером 3 на 6 метров с тамбуром и спальными местами. Два сооружения были жилыми с железными печами. Третий балок для разобранных дельтапланов. Внизу в долине горы была русская баня у ручья. Гора была, имела прямоугольную конфигурации размерами 500 м. на 900м. Северный склон высотой 220 м., южный 100 м. западный 60 м. восточный 150 м.
Глава 6.
На полеты мы ездили в субботу на воскресение с ночевкой. Подлеты мы начинали делать с подножья горы и при набирании опыта потихоньку увеличивали высоту. Стартовать в штиль очень тяжело. Дельтаплан весит около 30 кг и чтобы взлететь надо набрать скорость 20 км. час. Посадка сначала проходит болезненно, не успеваешь гасить скорость и просто врезаешься в камни. Спасают хоккейные наколенниеи, шлем и краги.
При жесткой посадке руки надо снимать с трапеции, чтобы не вывихнуть суставы в предплечьях. Подлеты по времени занимают буквально 20.30 секунд. За эти секунды полета ощущаешь восхитительный тихий ужас до мурашек на теле.
При ветре старт намного легче. Чем сильнее дует, тем легче взлет. Старт всегда против ветра. При скорости ветра от 8 до10 метров в сек. разбегаться практически не надо. Делаешь три, четыре шага и отрываешь крыло на большой угол атаки, отодвигая трапецию от себя и ты в воздухе. Восходящие аэродинамические потоки воздуха выкидывают дельтаплан на высоту до двух-третей от высоты горы. Просто воздух, врезаясь в гору по законам аэрадинимики устремляется вверх.
При таком ветре пилот набирает от 20 до 80 метров высоты в зависимости от силы ветра и барражирует вдоль склона. Дельтапланерист может выбрать такой угол атаки, что аппарат может висеть на одном,как вертолет. Посадка осуществляется на вершину горы путем разворота планера на 180% и полета по ветру.
При посадке разворот опять на 180%, снижение и торможения скорости до 0 путем отдачи трапеции от себя перед землей.
Полет на дельтаплане требуют большой концентрации внимания и неукоснительного соблюдения техники безопасности полетов. От этих факторов зависит здоровье и жизнь пилота.
Техника безопасности в авиации написаны кровью погибших пилотов. Я привожу далее примеры несоблюдения пилотов этих двух факторов, которые могли привести к летальному исходу, в нашем клубе.
Глава 7.
В один из выходных дней мы собрались на дельтадром. Погода была отличная. На юго-западном склоне дул ровный в лоба ветер. Мы хорошо полетали и в это время на базу подошел с женой и детьми один из самых опытных пилотов Витя.
Он поздоровался со всеми, вытащил аппарат из ангара собрал его и ушел в воздух. Он набрал высоту метров 40 и барражировал вдоль склона, а я стоял около балка и наблюдал за его полетом. Девчонки готовили обед на печке, и дверь была открыта. Витя, полетав немного решил идти на посадку, на вершину горы.
Он развернул аппарат на 180% и стал заходить на посадку. Глиссада посадки проходила над балками. На двух балках стояли печные железные трубы диаметром 200 мм и высотой 4метра. Этот дракон с размахом крыла 12 метров, на огромной скорости со свистом летел с потерей высоты на балки и на меня.
Я вдруг с ужасом понял, что Вите катастрофически не хватает высоты для разворота на 180% и мягкой посадки, его просто размажет по базальтовым камням дельтадрома, а если он попадет в меня, то я распадусь на молекулы. Я решил "рвать когти" от своей погибели.
Глава 8.
Я в жизни никогда так быстро не бегал. На бегу я услышал сзади сильный грохот, остановился и оглянулся. На печных трубах болтались дрова из обломанных труб аппарата, и висели куски каландрированного лавсана крыла дельтаплана.
Приземлился, подумал я. Вити не было видно. Мы все побежали к нему и помогли вылезти ему из обломков аппарата и спуститься на грешную землю.
Витя при посадке поцеловался с одной трубой, а потом со второй . Мы начали расспрашивать его, а он стоял отрешенный. как восовая фигура и ничего не говорил. Цвет лица у него был как у тетрадного листа. Литературное выражение о цвете лица как у бумаги не вымысел а, правда. На Вите не было ни одной ссадины, ни одного синяка, правда, он говорить не мог около часа.
Вертолетный высотомер оторвался от трапеции, и мы нашли его в метрах 15 от удара пилота о трубы.
Второй раз он родился в рубашке месяца через два на показательных полетах на горнолыжной базе г Талнаха. Высота этой горнолыжной горки 500 м. Дело было в середине мая, и стояла очень хорошая и теплая погода с температурой воздуха минус 25 градусов. Мы хорошо отрабатывали полеты, и отдыхающие просто плакали и рыдали от восторга. Летал и Витя. Но в какой, то момент мы поняли, что он исчез.
Глава 9.
Его не было ни на земле, ни в воздухе. Над нами начали проплывать тучи, и Витя оказался в одной из них, а в туче он был невидимым. Дело в том, что в облаках давление воздуха ниже, чем в воздухе, и она работает, как пылесос и дельтаплан, попавший под нее, засасывает в оную. По технике безопасности тучу надо обходить.
Если попал в облако, то пилот должен отдать трапецию от себя на всю длину рук и сделать максимальный угол атаки крыла планера. При больших углах аппарат по законам аэродинамики автоматически поворачивается носом против ветра и выходит из тучи.
Но по рассказу Вити он растерялся и забыл про этот элемент пилотирования в тумане, и стал нарезать круги внутри о,лака. По законам аэродинамики Витя летел в туче в направление Якутии, до которой оставалось километров 800. Но Всевышний решил прекратить эти халявный Витин полет и оный аэроплан, волею божьей вывалился из тучи километров через 40 км. от Талнаха на Плато Путорана.
Было тепло и Виктору не встретились голодные полярные волки, росомахи, и он часов через 10 вышел в г. Талнах. Потом наша экспедиция со стволами ходила в горы и вернула планер на родину.
Но я оказался тоже не лыком шит и у меня было тоже несколько запасных рубашек, которые не позволяли Всевышнему отправить нас с Витей в мир иной.
В один из полетных дней я на юго-западном склоне горы я ушел на дельтаплане в полет. Ветер был небольшой и на парящий полет над горой его силы не хватало. Я решил больше времени провести в воздухе и начал сбавлять скорость аппарата, отдавая трапецию от себя. И большой угол атаки сорвал воздушный поток на крыле, и подъемная сила упала до нуля.
Глава 10.
Левая консоль крыла резко пошла вниз и я камнем засвистел вниз раскручиваясь вокруг своей оси. Высота была небольшая и очень опасная, метров 30,40. Для выхода из штопора надо трапецию резко переместить к ногам (набрать скорость) и отдать ее обратную сторону от вращения аппарата.
Для принятия этих действий требовалось десятые доли секунд из- за малой высоты. Но для меня время замедлилось, и я выполнял эти эволюции пилотирования, как в замедленном кино. У меня не было никакого страха и боязни смерти.
Я ощущал, что это делаю не я, а кто- то другой.
Перед ударом о землю я отдал трапецию от себя, немного сбросив скорость аппарата и под небольшим углом врезался в базальтовые горные породы.. У меня потемнело в глазах и на несколько минут сознание покинуло меня.
Когда я пришел в себя, я уже стоял на ногах около разбитого на дрова планера и вокруг меня стояли все ребята и девчонки.
Кто-то нежно ощупывал мои кости на предмет переломов. Слух, речь и боль пришла ко мне через несколько минут.
У меня были только две трещины в ребрах, и я отделался ссадинами, синяками и отшиб все внутренности, которые болели с месяц. Смертельная опасность человека парализует волю оного, но в моем случае Всевышний замедлил время, отобрал у меня страх и дал мне шанс на новую жизнь.
А потом ребята со смехом рассказывали мне, как они схватили себя за фаберже и все посинели от страха за мою жизнь, когда я свистел в штопоре. С такой малой высоты летание в низ заканчивается обычно смертью.
Просто высота очень маленькая и делать эволюции, чтобы не уйти на тот свет надо в течение десятков долей секунды.
Я занимался дельтапланерным спортом около двух лет, пока не уехал на материк.
Мне потом лет десять снился русский Север и это чувство эйфории и счастья от свободного полета на дельтаплане. Буду благодарен Вам за лайки и комментарии. Адрес канала zen.yandex.ru/taiga
Сергей Таймырский.