В самом начале, забавный факт: Гоголь родился, по юлианскому календарю, 20 марта 1809 года, а по нынешнему, григорианскому, календарю его день рождения выпадает на 1 апреля.
«Говорят, здесь можно увидеть ребёнка, который очень похож на поросёнка»
Из источников современника Гоголя, его одноклассника, Стороженко, известна такая история: когда они были подростками, то они, как-то раз, гуляли в лесу без особой цели. В итоге, они случайно забрели на территорию чужого имения. Увидев вдалеке сидящую женщину с ребёнком на руках, который весь испачкался в вишневом пироге, до ушей, они (почему-то) просто так решили подойти к ней. Но мать оказалась не из робкого десятка, и завидев незнакомцев, начала кричать, чтобы эти двое наглецов убирались с чужого имения. Но Николая Васильевича это не остановило, и он, безо всякой реакции, просто продолжал идти к ней навстречу.
Тогда женщина начала ещё больше выходить из себя, продолжая угрожать: «Проваливайте отсюда, черти, пока я мужа не позвала и он вас в реке не утопил!» Гоголя и это не остановило, и, подойдя к крикливой женщине, он на все это лишь сказал ей: «Не сердитесь. Нам сказали, что здесь живет ребёнок, похожий на поросёнка. Так он и вправду вылитый поросёнок!»
Но все закончилось благополучно: пришёл муж этой женщины, вежливо попросил уйти Гоголя с товарищем, сказав, что его жена — очень вспыльчивая женщина, и если её вывести из себя, то она изобьет их палками.
Бычачьи глаза
Второй случай был связан с другим товарищем Гоголя, Риттером, который был до ужаса мнительным человеком. Николай Васильевич решил помочь своему другу избавится от неё. Однажды он сказал своему другу, что у него бычачьи глаза.
«Давно я наблюдаю за тобою и заметил, что у тебя не человечьи, а бычачьи глаза… но все ещё сомневался и не хотел говорить тебе, а теперь вижу, что это несомненная истина — у тебя бычачьи
глаза…»
Гоголь даже подвёл его к зеркалу, начал пристально всматриваться в отражение Риттера, и приводить ряд доказательств, вследствие чего убедил своего друга в необычайности его глаз.
И вот лег Риттер ночью спать, да никак не мог выкинуть из головы эти бычачьи глаза. Не вытерпев, посреди ночи он вскочил с постели, позвал своего крепостного и спросил, действительно ли с его глазами что-то не так. Но лакей был заранее предупреждён Гоголем, и поэтому ответил утвердительно.
Финал истории таков: На следующий день, в гимназии, Гоголь сказал, что юноша сошёл с ума, считая, что у него бычачьи глаза, а он лишь вчера заметил это. Эта новость быстро дошла до директора гимназии, доктора медицины, Орлая. Испугавшийся был уже на грани истерики, и придя в гимназию, побежал к директору: «Ваше превосходительство, у меня бычачьи глаза!..». Но Орлай сам хотел было найти его. В итоге: Риттер же загремел на целую неделю в психиатрическую лечебницу, чтобы избавится от мнимого сумасшествия.
«Гоголь сошёл с ума»
Любовь к писательству у Гоголя зародилась еще в гимназии. Он очень страстно хотел писать, но времени на это практически не оставалось, поэтому он украдкой писал на уроках: выдвигал ящик из под стола, доставал оттуда тетрадь с карандашом, и украдкой писал свои сочинения, делая вид, что читает книгу. Кстати: надзиратели ни разу его не заметили.
Но спустя какое-то время Гоголю хотелось писать активнее, и делать это украдкой ему порядком поднадоело. Тогда Николай Васильевич решил сыграть сумашествие.
«Вдруг сделалась страшная тревога во всех отделениях — «Гоголь взбесился!..» Сбежались мы и видим, что лицо у Гоголя страшно исказилось, глаза сверкают каким-то диким блеском, волосы натопорщились, скрегочет зубами, пена изо рта, падает, бросается и бьет мебель — взбесился! Прибежал и флегматический директор Орлай, осторожно подходит к Гоголю и дотрагивается до плеча: Гоголь схватывает стул, взмахнул им — Орлай уходит…» — из воспоминаний Пащенко, товарища по гимназии
И план Гоголя удался: четверо служащих скрутили писателя, и отправили его в психиатрическую больницу. Там он два месяца разыгрывал сумашествие, одновременно вынашивая замысел своего будущего произведения.
«У Гоголя созрела мысль и, надо полагать, для «Вечеров на хуторе». Ему нужно было время – вот он и разыграл роль бешеного, и изумительно верно! Потом уже догадались» — отмечал его товарищ.
Докучливый немец Зельднер
И заключительная история, наверное, самая лайтовая из всех вышеперечисленных. Гоголь учился в гимназии высших наук князя Безбородко, в одном из отделений которой был надзиратель — немец Зельднер. По рассказам современников, он был очень смешон, неуклюж и строг.
Входить в само отделение и выходить на прогулку гимназисты могли только парами. И, как раз таки, за всем этим должен был наблюдать докучливый Зельднер. Во время прогулок немец не давал ходу ученикам, чуть где-то кто-то засмеялся — он сразу бежал отчитывать нарушителей.
Понятно, что такой надзиратель всех до жути раздражал, в том числе и Гоголя, поэтому он решил написать про него эпиграмму:
«Гицель — морда поросяча,
Журавлини ножки,
Той же чертик, що в болоти,
Тилько пристав рожки!»
Когда настало время прогулки, все выстроились по парам, Зельднер встал спереди. Вдруг с задних пар послышалась песенка с этими словами. Зельднер начал злиться, и тут же пошёл разбираться: «Хто шмела петь, што пела?»
Но в ответ настала тишина. Пока он пытался разобраться с задними рядами, начинали петь спереди. Он подойдёт туда — снова послышится сзади. И так продолжалось пока строгий немец не бросал эту затею, остановившись и грозя пальцем. В итоге пару таких подходов — и Зельднер стал меньше шагать и докучать гимназистам.
Вот такой топ шуток, которые не вышли из под контроля!
#история #историяроссии #литература #гоголь