Найти тему
МЫСЛЬ ЭПОХИ

Таинственный мир Иеронима Босха

"Корабль дураков" И. Босх  1495-1500 гг.
"Корабль дураков" И. Босх 1495-1500 гг.

Иероним Босх является ярчайшим представителем Нидерландской живописи периода Северного Возрождения. Имя данное ему при рождении - Еру́н Анто́нисон ван А́кен. Родился художник около 1450 годов, точная дата неизвестна, в городе Хертогенбос. Существует предположение, что когда Иероним обретет славу, его станут называть Иеронимом Босхом, по месту своего рождения, тем самым прославляя данную местность.

Иероним Босх ок. 1450 - 1516 гг.
Иероним Босх ок. 1450 - 1516 гг.
г. Хертогенбос, Нидерланды (Средние века)
г. Хертогенбос, Нидерланды (Средние века)

Работы Босха производили неизгладимое впечатление на его современников, так как прежде всего все мотивы художника были связаны с религиозной темой, которая занимала преимущественное положение в жизни людей той эпохи. Иные предпочитают говорить о Босхе, как о проводнике в черную магию, алхимию, ведь именно в Средневековье происходил расцвет эзотерических дисциплин. Люди пытались познать все таинственное и недоступное церковными догматами. В современном мире все больше Босха начинают отождествлять с течением сюрреализма, объясняя это тем, что Иероним Босх использовал абстрактные образы своего глубинного познания и воплощал их на полотнах.

Говоря о его картинах вообще, стоит отметить, что любимым его идейным приемом являлся - символизм. С помощью символов он доносил до заказчиков особый смысл своей композиции. Все его картины, триптихи, являются составными композициями мелких символов, которые отражены абстрактными, вымышленными фигурами, действиями производимыми этими фигурами, эмоциями, которые они выражают, тем самым задают эмоциональный посыл картины.

Среди его работ признанные шедевры живописи. Одна из таких картин - "Корабль дураков"

Корабль дураков" И. Босх  1495-1500 гг.
Корабль дураков" И. Босх 1495-1500 гг.

Данная работа напрямую связано с религиозной тематикой. Корабль который запечатлен в самом центре - символизирует церковь. Люди которые погружены в него - являются прообразами верующих, путь которых направлен к небу, то есть к Богу. Среди "дураков" на картине изображены две монахини и монах, они выполняют роль проводников людей к истинной вере, но сама атмосфера передает не совсем традиционный настрой служителей Церкви. Они как и простые смертные уподобляются различным грехам. Монахиня играет на музыкальном инструменте, пренебрегая тем самым смирением, в то же время она и монах пытаются откусить хлеб, как бы показывая тем самым "обжорство". Символ блюда с вишнями и висящим за бортом корабля кувшина с вином, также указывают на признак половой распущенности. Чревоугодие хорошо прослеживается в действие персонажа, который с ножом в руке тянется к жаренному гусю. На самой картине изображена весна, это то время когда, по соображениям людей этого времени, миряне, а также духовенство могут переступать моральные запреты.

Суть этой картины как бы показывает упадок Церкви, духовенства и мирян. В эти времена Церковь являлась крупнейшим феодалом, которая сосредотачивала в своих руках большое количество земель, наживаясь за счет этого. В то время как основная функция, которая заключалась в несении проповедей и соблюдение религиозных канонов была забыта. Светское начало поглощает духовное, моральное составляющее. Иероним Босх прослеживается здесь как определенный борец за истинное духовенство, бедный уклад церкви, нравственное самоусовершенствование, путем сатирических приемов он показывает ничтожность духовного мира на тот момент.