Найти тему

День рождения БАМа: планы на старте

8 июля 1974 года вышло Постановление правительства СССР №561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Несмотря на то, что самой идее и первым попыткам создания трассы от Байкала до побережья Тихого океана на тот момент было без малого 100 лет, именно дату выхода советского постановления №561 принято считать официальным днем рождения БАМа. В июле 2024 года будет отмечаться 50-летие магистрали. Посвященный этому событию Указ Президента России №140 был подписан 3 марта 2023 года. Поздравляем всех бамовцев, в том числе железнодорожных строителей и экспертов разных лет, с днем рождения магистрали!

К числу огромной армии участников легендарной стройки и ее беспрецедентной по масштабам модернизации в XXI веке по праву относится и большая группа экспертов Главгосэкспертизы России.

В 2020-2023 годах в рамках первого и второго этапов модернизации Восточного полигона железных дорог было предусмотрено проведение государственной экспертизы 212 объектов,

– об этом сообщил руководитель Службы главных экспертов проекта по объектам транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России Владимир Дицкий.

-2

Почти вся трасса БАМа построена в условиях вечной мерзлоты, со значительными перепадами высот на горных участках. В таких же сложных условиях сегодня продолжается и развитие трассы под новые задачи, включая строительство вторых главных путей и новых пассажирских и грузовых станций на отдельных перегонах. Таким образом, БАМ по-прежнему служит источником многих «вызовов» как для строителей, так и экспертов.

В силу своей беспрецедентной сложности БАМовские объекты на всем протяжении работы с ними оказывали огромное влияние и на профессиональный рост экспертов, и на развитие экспертизы в целом.

Прежде всего, мы научились параллельно рассматривать множество проектов в составе одного крупного железнодорожного комплекса, не упуская при этом увязку объектов друг с другом. Кроме того, за время работы с объектами Восточного полигона мы выстроили, на мой взгляд, очень эффективную команду в составе заказчик-проектировщик-эксперт. Тем самым смогли улучшить взаимодействие по всей цепочке участников стройки и оперативно вносить изменения в проектную документацию,

– отметил Роман Рассказов, главный эксперт проекта отдела комплексной экспертизы Красноярского филиала Главгосэкспертизы России.

-3

Напомним, что задачи развития БАМа и восточной ветки Транссиба в рамках модернизации Восточного полигона предполагают увеличение провозной способности железных дорог в сторону дальневосточных портов до 210 млн тонн грузов в год к 2030 году.

А какие цели и задачи ставились перед первопроходцами БАМа по историческому Постановлению Совмина СССР №561 от 8 июля 1974 года?

В первую очередь, как гласил первый пункт постановления, необходимо было «построить в 1974-1983 годах Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль протяженностью 3145 км от г. Усть-Кута (ст. Лена) до г. Комсомольска-на-Амуре через Нижнеангарск, Чару, Тынду, Ургал».

Кроме того, в 1974-1982 годах планировалось строительство второго пути протяженностью 680 км на линии «Тайшет – Лена». А в период с 1974 по 1979 год ставилась задача проложить железнодорожную трассу «БАМ – Тында – Беркакит» протяженностью 397 км в однопутном исполнении.

Срок сдачи в постоянную эксплуатацию Байкало-Амурской магистрали был установлен на 1983 год, линию «БАМ – Тында – Беркакит» необходимо было построить в 1979 году, с поэтапным вводом отдельных участков.

В целом в рамках генерального плана советской «стройки века» предстояло возвести более 4 200 км железных дорог в районах Забайкалья и Приамурья, где были сосредоточены богатейшие запасы природных ресурсов – уже разведанных на то время, но недоступных из-за отсутствия транспортных связей и промышленной базы, необходимых для их освоения. Перспективная грузовая база в зоне тяготения Байкало-Амурской магистрали также была просчитана и приведена в постановлении в качестве исходных требований к обеспечению грузонапряженности (интенсивности движения грузовых составов) на различных участках трассы БАМ.

-4

Так, например, в первом же пункте Постановления №561 перед проектными организациями ставилась задача осуществлять разработку технических проектов на строительство Байкало-Амурской магистрали «исходя из норм проектирования железных дорог первой категории с учетом обеспечения при вводе магистрали в постоянную эксплуатацию (в однопутном исполнении и при частично-пакетном графике движения поездов) перевозки в восточном направлении 35 млн тонн грузов в год, в том числе 25 млн тонн сырой нефти».

Также необходимо было предусмотреть в технических проектах оснащение всех участков магистрали «прогрессивными средствами эксплуатации», включая оборудование устройствами диспетчерской централизации и связи, а также строительство зданий и сооружений, отвечающих современным техническим конструктивным и архитектурным требованиям. Одновременно ставилась задача создания производственной базы для обеспечения железнодорожного строительства и создания благоустроенных жилых поселков вдоль всей проектируемой трассы БАМа.
Уже 14 сентября 1975 года на линии Тында-Чара было уложено «серебряное звено» БАМа, а в декабре того же года прошел первый поезд от Усть-Кута до поселка Звездный. В 1980 году было открыто движение по участку Комсомольск-на-Амуре – Березовка (199 км). Наконец, 29 сентября 1984 года состоялась «золотая» стыковка на разъезде Балбухта. Это событие означало историческую встречу строителей восточного и западного направлений. Этой стыковки вся страна ждала 10 лет.

Стоит отметить, что уже на этапе постановки государственных задач по строительству Байкало-Амурской магистрали так называемый ареал ее транспортного влияния должен был обеспечивать хозяйственное обслуживание более 1,5 млн кв. км территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока, в основном неосвоенных. И как бы критично сегодня не оценивались многие решения, принятые полвека назад, без трассы БАМа не было бы условий для освоения и развития территорий, составляющих почти десятую часть всей страны.

-5

#ГлаVгосэкспертиZа

Фото: Максим Шеметов/ИТАР-ТАСС, ОАО «Российские железные дороги», Эдгар Брюханенко/ТАСС, Анатолий Шляхов/ТАСС, Владимир Егоров/ТАСС