Стало известно, что запланированный визит в Пекин главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, который должен был состояться 10 июля, перенесен на неопределенный срок. Это была вторая попытка европейского чиновника в этом году попасть в Китай. Визит планировался еще в апреле, но не состоялся из-за положительного ПЦР-теста высокопоставленного европейского дипломата.
На сей раз в МИДе КНР сообщили, что визит Борреля невозможен ни сейчас, ни в обозримой перспективе. Китайские власти отказались принять высокого европейского чиновника, по-видимому, потому, что не видят перспектив улучшения отношений с Европейским Союзом. Поводом для отказа могли стать также заявления евродипломата в мае этого года о том, что «Китай пользуется конфликтом в Восточной Европе и стремится извлечь максимальную выгоду для себя, в то время как ЕС столкнулся с энергетическим кризисом».
Подобную обвинительную риторику в Пекине могли воспринять как намек на то, что Китай занял освободившуюся европейскую энергетическую нишу, куда теперь Россия поставляет свои углеводороды по выгодным для Поднебесной ценам.
Нет сомнений в том, что укрепление энергетического партнерства Китая с Россией больно ударило по европейской промышленности, испытывающей энергетический голод и стремительно теряющей рынки России, Беларуси и других стран СНГ по причине установленных самой же объединенной Европой санкций.
На протяжении нескольких последних месяцев европейские чиновники стремились склонить руководство Китая к разрыву энергетических связей с Россией, но потерпели неудачу. После этого Европейский Союз решил разработать свою новую концепцию экономической безопасности, которая запрещает китайским компаниям приобретать на территории ЕС объекты транспортной инфраструктуры, что ставит под угрозу идею возрождения «Великого шелкового пути», выдвинутую Си Цзиньпином с целью продвижения китайских товаров в Европу. Ссылаясь на новую стратегию, экономические власти ЕС уже заблокировали некоторые китайские инвестиционные проекты: приобретение китайскими инвесторами морского порта в германском Дуйсбурге и строительство с участием китайского капитала железной дороги Белград — Будапешт, а также строительство в Греции, Италии и Франции портовых терминалов для перевалки китайских товаров.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что китайские власти справедливо решили, что с европейцами просто не о чем говорить. История с отменой визита Борреля рискует привести к еще большему охлаждению отношений между Пекином и Брюсселем, что будет только на руку США, которые как только могут стремятся очистить европейский рынок от китайских товаров, устранив там своего главного конкурента. На этом фоне весьма примечательно выглядит начавшийся 6 июля четырехдневный визит министра финансов США Джанет Йеллен в Китай, в ходе которого крупнейшие экономики мира сделают попытку снизить накал взаимных претензий. Министру финансов предстоит хотя бы немного продвинуться по некоторым вопросам, проваленным недавно госсекретарем Энтони Блинкеном, убедив при этом власти Китая, что у Вашингтона нет планов нанести ущерб его экономике. Такая серьезная задача сразу же выглядит бесперспективной. Даже на фоне отказа в переговорах Боррелю надежды на это нет никакой.
Автор статьи: Александр Черный.