Приветствую вас, уважаемые друзья!
«Вина и преступление на немцах, недвижимость и деньги на поляках». Прошло более 70 лет с тех пор, как Казимеж Вика написал эти слова в 1945 году. Это ключ к пониманию отношения современных евреев к полякам.
Да, поляки не участвовали в Холокосте. Но только в том смысле, что не было институционализированного сотрудничества, то есть созданной немцами организации, которая поддерживала бы их в этой работе. Кроме одной - темно-синей полиции, она выполняла только охранные функции и лишь в отдельных случаях принимала активное участие в ликвидации гетто и помогала в преследовании скрывавшихся евреев.
Перед войной в Польше свирепствовал антисемитизм, такие настроения преобладали по всей Европе. Проблема в том, что большинство евреев жили в Польше.
Мечта об уничтожении евреев - родом из торговли
В значительной степени неприязнь к евреям во Второй Польской республике имела экономическое измерение.
Было нормой украшать магазины, которыми владели евреи, надписями: «Приличный поляк здесь не покупает», которые можно увидеть в Музее Второй мировой войны в Гданьске. Охранники из польских национальных групп, встречались реже. Они стояли перед дверями еврейских ларьков, а тем, кто хотел в них войти, указывали дорогу пальцем и с хмурым лицом и говорили: «Польская лавка там».
Нацистская оккупация привела к экономической деградации как поляков, так и евреев. Однако условия жизни первых были несравненно лучше. Уже в начале оккупации было приказано, чтобы евреи не хранили дома более 2 000 злотых. Остальное пришлось нести в банк. Евреи могли собирать только 500 злотых в месяц со своих кредиторов.
Это означало де-факто массовую ликвидацию еврейских предприятий и магазинов, поскольку препятствовало нормальной, законной деятельности.
Самые крупные и прибыльные предприятия, конечно, достались немцам, которые распоряжались еврейской собственностью с помощью администраторов разграбленных предприятий.
Однако политика оккупантов создала условия и для поляков. В одно мгновение исчезла конкуренция в торговле и промышленности.
Неудивительно, что в конце войны подпольная пресса национал-демократов радовалась тому, что «торговля наконец стала польской».
По понятным причинам, многие евреи хотели избежать разграбления своих сбережений, поэтому отдавали их не банкам, а более или менее доверенным полякам на хранение. Подавляющее большинство из евреев, конечно, войны не пережили.
Бизнес с гетто
Создание гетто в Генерал-губернаторстве также стало возможностью обогатиться.
«Известие о том, что евреи переселяются в гетто, распространилось очень быстро, и многие люди, друзья и совершенно неизвестные, приходили и спрашивали, не хотим ли мы продать им наши вещи, которые мы все равно не могли взять в гетто. (... .) Одежда, мебель и сувениры, которые сопровождали нас всю жизнь, теперь сменили владельцев за несколько денежных знаков», — вспоминала Янина Фишлер-Мартиньо,
Само создание гетто давало прекрасную «возможность» для заработка. Например, фермы под Варшавой делали большой бизнес, нелегально торгуя едой с гетто. Согласно проф. Гжегож Берендт, цены на продукты на черном рынке в гетто были в сто раз выше официальных.
Отчеты о ликвидации гетто, как польских, немецких, так и еврейских, полны описаний мародерства поляков. Опять же: конечно, немцы сделали это первыми, а вот поляки бросились к тому, что им досталось.
«Известно, что после «выселения» жителей с домов в хорошем состоянии по ночам срывали крыши, забирали все полезное — разбирали печи, духовки, трубы, кабели, что делало невозможным ремонт этих домов», — написал в отчете Генерал-губернаторства Эмиссионного банка из района бывшего гетто в Тарнополе.
«Люди хватают все из открытых еврейских домов, что есть под рукой, люди без зазрения совести таскают целые тюки со скудными еврейскими пожитками или товарами из мелких еврейских лавок» — таковы воспоминания врача Зигмунта Клюковского о ликвидации гетто в Щебжешине.
Бывшие владельцы не приветствуются
Последним актом Холокоста стал захват еврейской собственности поляками в селах и поселках. Еврейские квартиры занимали крестьяне, для которых это было социальным продвижением. У них не было раскаяния. Напряжение между ними и евреями существовало еще до войны. Иногда она находила выход в насилии во время ярмарок, когда нападали на еврейские лавки.
Неудивительно, что евреи, возвращавшиеся в свои дома после войны, встречали, мягко говоря, неприязнь со стороны поляков. Например, фраза «Это дом и пекарня моего отца» могла стоить вам жизни, кроме того, такая же участь могла ожидать и тех, кто требовал свое имущество.
В Ожарове 2 одеяла и 4 подушки.
Гражданка Храпчиньская отказывается вернуть мне это имущество (...). Прошу рассмотреть дело даже в мое отсутствие» — это один из десятков отчетов из архива Еврейского исторического института. Он уникален тем, что его автор решил бороться за справедливость.
Социальное продвижение некоторых поляков, достигнутое благодаря невероятной трагедии Холокоста, в значительной степени является причиной большой обиды евреев на поляков.
Почему после войны в Польше осталось так мало, выживших евреев (против 3,5 млн довоенного населения)? Потому что оказалось, что им не к чему возвращаться.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, чтоб однажды, снова найти его в этом море информации. Хорошего вам дня и крепкого здоровья! Комментарии всегда открыты для всех.