Ещё во время проектирования всем было понятно, что проект “Андрей Андреев” обречён на провал. Но у советских железнодорожников все равно была веская причина воплотить задумку в жизнь.
В 1934 году из ворот Ворошиловградского паровозостроительного завода в путь отправился локомотив, превосходящий все остальные модели со всего мира. Свое название он получил в честь тогдашнего наркома путей “Андрей Андреев”, а в документах обозначался как АА-20 (цифра означает нагрузку на ведущую ось в тоннах). Как только партия поставила задачу на создание подобного паровоза конструкторам сразу стало ясно, что страна собирается поставить рекорд: настолько больших и мощных паровоз еще никогда не создавали.
Но были в мыслях инженеров и некоторые опасения. Однако руководство было очень воодушевлено концептом, поэтому дало зеленый свет, а все из-за двух важных причин:
- В то время Советский Союз сильно нуждался в очень мощном паровозе, поскольку все существующие не могли справиться с объемом поездок.
- Надо было попробовать создать что-то подобное, что конструкторы получили важный опыт.
Настоящий рекордсмен
В классе паровозов с неразрезной рамой только у АА20 имелось целых 7 пар ведущих колёс. В США в этом время ведущие компании строили паровозы только с 6 ведущими парами. Но в той же Америке допускали нагрузку на колёсную пару до 27 тонн, а в СССР её снизили до 20 тонн. Для того, чтобы увеличить тягу как раз пришлось рискнуть, добавив 7 пару колес.
Второй инновацией была необычная конструкция шоссе, которую создали, чтобы сверхдлинный паровоз мог вписываться в повороты. Из семи ведущих осей пять могли смещаться вправо-влево на целых 15 см, а их бандажи (обода) были необычайно широкими.
Первые провалы
Довольно быстро у модели вскрылись большие недостатки. Несмотря на все старания инженеров, поворачивался 21-метровый колосс очень плохо и при этом портил рельсовые пути. Во время испытаний даже бывали случаи, когда поезд сходил с рельс. В итоге, эксплуатироваться эта модель могла исключительно на одной железнодорожной линии, по которой из Донбасса на Кубань возили уголь.
Именно поэтому после испытаний производство АА20 поставили на вечный стоп, а уже готовые модели отправили на металлолом. К сожалению, ни одного паровоза не сохранилось, а какой бы был музейный экспонат!
А вы знали про историю этой модели? Делитесь в комментариях!