Хочется напомнить Хазину, в связи с пророчеством катастрофы, что жизнь всегда заканчивается "катастрофой" земной жизни. Так что не удивил.
В эфире радио «Говорит Москва» экономист Михаил Хазин заявил о том, что социально-экономическая ситуация в стране уже вплотную подходит к тому моменту, когда президенту РФ Владимиру Путину придётся выбирать один из двух вариантов катастрофы. Эксперт пояснил, что главе государства не удастся удержать обстановку под контролем без принятия достаточно радикальных решений, которые должны протекать как в плоскости кадровых перестановок, так и в целом смены модели экономического развития. При этом, даже путь реформ так или иначе приведёт страну к серьёзным катаклизмам.
Это мнение экономиста Хазина, который рассматривает влияние процесса на население, экономику и элиту, а в конечном итоге, на устойчивость власти и доверие к ней.
Но вот объективные причины остались не вскрытыми, а без этого выводы становятся по большей части поверхностными, сиюминутными и эмоциональными.
Кстати, обращает на себя внимание ситуация с нынешним доверием к власти: инцидент с «Вагнером» пришелся кстати, дал своего рода «карт-бланш» на проведение непопулярных реформ, в том числе в части курса рубля.
Однако, власти придется также учитывать, что ослабление или неустойчивость рубля подрывают основы принципа международных платежей в национальной валюте. Возможно, с этим связано столь стремительное опускание курса: один раз понизить, чтобы потом долго удерживать в узком диапазоне. В этом есть смысл.
У многих в связи с изменением ситуации на валютном рынке, возникает вопрос – в первую очередь к Центральному Банку и Силуанову. Действительно, ЦБ РФ в марте 2022 года продемонстрировал, что "дешево и сердито", за счет одних только административных мер, без инъекций валюты может быстро стабилизировать ситуацию. Но тогда вопрос: почему тогда это было сделано, а сегодня нет?
Пояснее: в чем заключается «административный метод», можно посмотреть в статьях автора от 2022 года
Нынешняя ситуация, при всех схожести внешних признаков, радикально иная. Экономика, в том числе и политика минфина или ЦБ, - это отражение объективных факторов. И они для нас в этой части экономики негативные: расходы на СВО растут, а пополнение бюджета за ними не поспевает. В советское время в аналогичной ситуации шли по пути «военных займов». Этот опыт тоже может быть востребован в будущем. Но сегодня решили пойти «скрытно»: деньги у населения изымаются через снижение покупательной способности (курс) рубля, и снижение курса «включает» печатный станок! Что это значит, мы проходили многократно, начиная с 90-х годов прошлого века.
Измена или объективная необходимость?
Все познается в сравнении, а в нашем случае – с учетом изменения внешних условий. В том числе «фактора 17 июля». В предыдущих статьях, например, в этой
В результате анализа автор в статье пришел к выводу (цитата):
Россия.
Путин, как держатель «Мела судьбы», и ранее был привержен поиску путей с минимальным ущербом для всех сторон, и теперь ничто не указывает на изменение такого подхода. Дать миру еще один шанс – это изменить характер СВО через резкое обострение на полях сражений. Типа «мы рассердились не на шутку – разбегайся, кто сможет». Однако это только внешняя сторона выбора…
…Поэтому ни перед, ни после 17 июля не будет ни радикальных ультиматумов от России, ни превентивного применения ТЯО – будет тяжелый этап «Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь». Здесь «символический конь» - армия, граждане(!) России (военные и гражданские). Будет много жертв. И только исчерпав этот путь, откроется безопасный кармический прямой… Обнадеживает только то, что циклы сжимаются и этот Путь не продлится более 1,5 лет.
То есть, мы входим в этап «принесения жертв» как физических (жизнями), так и экономических: война требует изъятия всех ресурсов. Это означает, что снижение курса рубля инициировано на уровне президента и правительства как неизбежная необходимость. При этом, полагаю, процесс снижения курса рубля будет продолжаться, но не резко, а плавно. Так на несколько ближайших месяцев можно ожидать колебание курса в диапазоне 80-95 рублей со стремлением к стабилизации в районе 95 рублей/$. Если рынок сам не стабилизируется (что вполне возможно по стечением многих неизвестных ныне обстоятельств)), то вот тут ЦБ и использует административные меры, например, ограничив короткие продажи. Смысл здесь двоякий: понизить рубль, но выти на новый «стабильный» уровень, поскольку нестабильность рубля плохо отражается на инвестициях и принципе оплаты в национальных валютах. Инвесторам нужны ясные «опорные» условия для инвестирования своих прибылей или заемных средств, а все надежды и расчеты правительства – на дополнительные инвестиции. Это две взаимоисключающие задачи, и приходится между ними лавировать, идти по пути «тонкому, как лезвие бритвы». Посмотрим, насколько наша элита к этому готова- (это как минимум уровень ученика Будды!). И что-то мне подсказывает, что не все в правительстве ему соответствуют. Отсюда ожидание автора кадровых изменений в правительстве...