Найти тему
Добрый Человек

Как и зачем становятся буддийскими ламами? Буддистский университет.

Иволгинский дацан.
Иволгинский дацан.

До недавнего времени у бурятов в многодетных семьях было принято младшего сына отдавать на воспитание в дацан. Там, в условиях монастырской дисциплины, мальчики получали все необходимые знания, чтобы впоследствии стать священнослужителями. Некоторые отправлялись за сакральными знаниями пешком в Тибет. Дорога в одну сторону занимала год. В период расцвета в каждом бурятском дацане насчитывалось от 400 до 800 лам и 800-1500 хувараков (учеников, послушников). Каждый десятый мужчина был ламой.

После революции 1917 года для буддистов, как и для христиан, наступил мучительный период гонений, репрессий и расстрелов. Лишь после Второй Мировой Войны Сталин дал послабления для буддистов,- неподалёку от Улан-Удэ разрешил построить маленький деревянный дуган, который впоследствии стал основой для образвания Иволгинского Дацана – символа возрождения и духовного центра Буддийской Традиционной Сангхи России сегодня.

Буддийский Университет «Даши Чжойхорлин», что в переводе с тибетского означает «Земля счастливого Учения» был основан в 1991 году. Пока это единственное буддийское высшее учебное заведение в России. Его открытие было обусловлено возрождением и развитием буддизма в России, возрастающим интересом к буддийской философии. "Даши Чойнхорлин" выпускает буддийских священнослужителей, ученых-буддологов и воcтоковедов, специалистов по тибетскому и старомонгольскому языкам, а также тибетской медицине и астрологии.

Университет "Даши Чойнхорлин"
Университет "Даши Чойнхорлин"
Во дворе Иволгинского дацана.
Во дворе Иволгинского дацана.

Трехэтажное, с большими окнами здание Университета, обшитое пластиковой «вагонкой», было бы похоже на барак, если бы не алое крыльцо и разноцветная «летучая» крыша с загнутыми вверх уголками. Пока основное здание строилось, занятия проходили в старейшем дугане Чойра, - храме философии. В новом здании несколько классов, типография, художественная мастерская, учительская, актовый зал и столовая. Все очень скромно, без излишеств. Университет возводился на пожертвования верующих, что называется «всем миром». До недавнего времени и содержание преподавателей полностью формировалась из тех же средств. Лишь в 2010 году, после посещения президентом Медведевым Иволгинского дацана, университетским преподавателям была назначена небольшая государстенная зарплата.

На завтраке.
На завтраке.
В столовой буддистского университета.
В столовой буддистского университета.

Утром, после ритуального обхода Гороо, студенты –послушники тянутся в столовую на завтрак. Беленые стены с разводами, пар от кастрюль, дородные добродушные женщины выставляют на стойку тарелки с рисовой кашей и граненые стаканы чая с молоком. На длинных столах, накрытых цветастыми клеенками, горки черного хлеба, миски с сахарным песком, пачки сливочного масла. Хлеб с маслом и сахаром- главное лакомство и студентов и служителей. Ребята по разному реагируют на вторжение чужаков. Кто-то смущенно отворачивается, кто-то приглашает разделить трапезу. Один юноша даже покритиковал за то, что при съемке делаем много дублей, хороший фотограф, мол, не тратит так много пленки.

На занятия.
На занятия.
Студент опоздал на занятия и делает простирания в наказание.
Студент опоздал на занятия и делает простирания в наказание.
Хувараки в учебном классе
Хувараки в учебном классе

После завтрака- занятия. Небольшие классы на 10-20 человек, учительский стол, низенькие парты, доска для простираний, напоминающая снятую с петель дверь. Пятикурсники, сидя на полу, на подушках, готовятся к уроку. Антон, русский парень из Тулы, склонился над партой, и старательно выписывает в тетрадку кружева тибетских слов. «Думать на тибетском я еще конечно не начал, но в будийской философии есть много понятий, которые на русский язык просто невозможно перевести»- говорит Антон.

Антон
Антон

Кроме тибетского, в университете изучают санскрит, бурятский, старо-монгольский и английский языки. Но официальным языком буддизма здесь все таки считается тибетский. На нем читаются молитвы и мантры, проводятся хуралы, преподается часть предметов, и проходят философские диспуты, на которых нам еще предстоит побывать.

«Гнев является самой разрушительной силой,- терпение его противоположность. В буддизме терпение означает самообладание и смирение, которое позволяет сохранять спокойствие при любых провокациях и враждебных выпадах. В особенности оно определяет способность не давать выхода своему гневу. Терпение очень важно и только так можно победить гнев в себе и окружающих…» Разношерстные ученики в бордовых одеяниях внимают словам учителя, тщательно конспектируя тезисы в тоненьких школьных тетрадях. Преподаватель, не обращая внимания на опоздавших, читает лекцию посвященную терпению.

Простирания хуварака
Простирания хуварака

Провинившиеся студенты на цыпочках входят в класс и в знак раскаяния за свой проступок делают несколько простираний: сложив ладони в форме нераскрывшегося лотоса, они подносят их к макушке головы, затем ко лбу, подбородку и сердцу. Потом касаются ладонями земли, опускаются на колени, и, наконец, ложатся, касаясь поверхности лбом, вытягивают руки перед собой, затем поднимают их и встают. Все это сопровождается начиткой соответствующих случаю мантр, ведь простирания могут быть не только в знак раскаяния, но и для помощи в достижении определённой цели, очищения от негативной кармы, обращения к Божествам, Защитникам, Учителям.

Хувараки перед дворцом Хамбо ламы Итигэлова.
Хувараки перед дворцом Хамбо ламы Итигэлова.

Обучение в университете бесплатное, студентов принимают после 9-го класса, по результатам собеседования, несложных экзаменов на грамотность и предоставлении справки о психическом здоровье. Срок обучения 8 лет, после чего студент-хуварак получает посвящение в ламы и может быть зачислен в штат одного из дацанов, вести частную практику или продолжить образование в Монголии или Индии. Типичный хуварак мечтает стать священнослужителем с детских лет. У него набожные родители, бабушка водила внука в дацан и маскировала домашний алтарь под гардероб, подальше от коммунистических соглядатаев. Или подходящая наследственность- один или несколько родственников были ламами. Именно такие кандидаты, как правило, получив общеобразовательный минимум, поступают в буддийский университет в 16 лет, а то и раньше.

Билик
Билик

Таков, например, 19-летний пятикурсник-отличник Белик (на момент съёмки). Стройный юноша с благородными чертами лица и высоким лбом. Как и подобает хувараку, держится скромно, говорит только когда спрашивают, сожалеет, что русским языком владеет не очень хорошо, а мы не знаем бурятского и тибетского и он не может нам рассказать о буддизме в той полной мере, как ему хотелось бы. «Океан страданий»- вздыхая, говорит он про земную жизнь. Отец прочил ему карьеру военного, но уже в 14 лет Белик сделал свой выбор и был принят без экзаменов в Иволгинский дацан. Отец не стал препятствовать выбору младшего сына, вспомнив старинную бурятскую традицию, когда в семье, где много детей хоть один ребенок, чаще самый младший, обязательно становился ламой. Своим главным недостатком Белик считает привязанность к мирским соблазнам, ближайшей целью – изучение книги о духовном пути «Парчин» ("Парамита"), а мечтой- достичь просветления, как истинный буддист. После окончания Буддийского университета в Иволгинском дацане собирается отправиться в Монголию, чтобы изучать там медицину и астрологию, к коим чувствует особое тяготение. Наверное Белика можно назвать идеальным хувараком, который впоследствии имеет все шансы стать не менее идеальным ламой, и даже сделать карьеру, -дорасти, например, до должности настоятеля. Но далеко не все кто желает быть ламой осознают что их ждет.

Желающих получить религиозное образование много, но, как правило, к выпускному курсу остается лишь 10% поступивших. Как оказалось, сложнее всего освоиться европейцам, - так здесь называют ребят из Украины, России, Белоруссии. Приезжают обычно в поиске себя, иногда из-за моды на восточную философию, или чтобы уклонится от службы в армии, но остаются единицы. Большинство ребят ждет горькое разочарование, потому что буддийское духовное образование, - это, прежде всего укрощение собственной гордыни и других пороков, множество строгих обетов, каждодневное монотонное заучивание священных текстов, изучение языков и долгие молебны. Жить приходится в спартанских условиях, по нескольку человек в деревянных домиках с печным отоплением, без удобств. Дисциплина жесткая, за провинностью неизбежно следует наказание, - заготовка дров или чистка уличных туалетов вместо свободного времени. Велика и психологическая нагрузка. Каждый послушник обязан строго соблюдать пять основных для каждого буддиста обетов, относящихся к укрощению ума, тела и речи: «не курить», «не пить», «не злословить», «не возжелать чужую жену», «не врать». Кроме того, порядок в университете предусматривает беспрекословное подчинение младшекурсников студентам старших курсов, независимо от возраста. Это не так просто как кажется, ведь возрастных ограничений для приема практически нет, и первокурснику может быть 35 лет, а, скажем, пятикурснику 18.

Максим.
Максим.

Максим Лама - один из немногих русских, кто выдержал испытания монастырской жизни.

-Родом я из Красноярского края. Приехал 5 лет назад, как и большинство стремящихся сюда европейцев из любопытства и, можно сказать из-за моды, поближе познакомиться с буддизмом, сколько себя помню, учение всегда меня интересовало. Узнал, что есть такой университет и решил поехать. Спонтанно. После школы жил в Екатеринбурге, пытался учиться в ГТУ УПИ на радиотехническом факультете, разочаровался, забросил. Однако, если бы поступил в буддийский университет раньше времени- тоже наверное не смог бы, нужно было дозреть. На данный момент я еще не получил диплома, но уже штатный лама, служу в Чойра дугане. Начиная учиться я не ставил себе высоких целей, думал, не уйду в числе первых- уже хорошо. И уж никак не ожидал, что смогу прожить в монастыре пять лет и стать священнослужителем. Признаться, у меня есть предрасположенность к алкоголю, наркотикам, можно сказать, решение пойти в дацан уберегло меня от этого. Склад ума у меня технический, аналитический, а развитое здесь направление буддизма построено на логике, философских диспутах, поэтому мне легко было влиться, понимать.

Совместный молебен хувараков.
Совместный молебен хувараков.

Философский диспут- неотъемлемая часть буддийского образования. В университете такие диспуты проводятся почти каждый день, по вечерам. В актовом зале университета, большом помещении, похожем на пустой гулкий спортзал, собираются хувараки, с квадратными подушками для сидения, обшитыми бордовой тканью. Формируя ровные ряды, студенты разделяются на пары, где один сидит и слушает, а второй стоит перед слушателем и жарко доказывает ему свои взгляды, в конце каждой фразы выкрикивая что-то нечленораздельное, азартно топая ногой и хлопая вскользь одной ладонью о другую, словно ставя точку. Мы ничего не понимаем,- диалоги ведутся на тибетском языке. Но как нам объяснили, упражнения начинаются с простейших, и порой абсурдных утверждений, например, сидящий утверждает, что трава красная. Его оппонент, с помощью наводящих вопросов должен попытаться опровергнуть это утверждение. Шум пр этом стоит такой, словно мы попали на чемпионат по игре в домино.Несмотря на высокую эмоциональность процесса буддисты традиции Гелуг, а именно она представлена в Бурятии, считают философские диспуты аналитической медитацией. Цель её в том, чтобы усилить свою способность анализировать то или иное понятие с разных точек зрения, умение делать логические выводы и осуществлять внутренние изменения, исследуя собственное душевное состояние. Считается, что только после нескольких лет такой практики можно переходить к однонаправленной медитации, т.е. концентрации на каком либо объекте, собственном дыхании или визуализации образа.

Философский диспут.
Философский диспут.
Философский диспут.
Философский диспут.
Философский диспут.
Философский диспут.
Философский диспут.
Философский диспут.
Философский диспут.
Философский диспут.

Спустя час жарких обсуждений, по негромкой команде дежурного наблюдателя, послушники рассаживаются полукругом, в несколько рядов, создав небольшой амфитеатр. Начинается общий молебен. Около сотни юношей в красных одеждах, поют мантры в гулком зале. Звук растекается в пространстве, заползая под кожу, подхватывая сознание и приглашая присоединиться к единой энергии. В какой-то момент ритм замедляется, звук становится все более тягучим и мощным и нам чудится огромный столб перламутрово-белого света поднимающегося из центра круга и восходящего ввысь, в космос. Мы сидим на полу вместе со студентами и чувствуем, как вибрирует паркет. По рядам, из рук в руки передают маленькие записочки. В них значатся имена тех, за кого нужно помолиться сегодня.

После молебна диспут продолжается, но теперь уже хувараки разбиваются на небольшие группки «по интересам» и продолжают так же азартно отстаивать свои точки зрения. Среди щуплых юношей выделяется один студент. Высокий, крепкий, даже в некотором смысле солидный мужчина с обаятельной, добродушной улыбкой и внимательным взглядом.

Сокто.
Сокто.
Сокто.
Сокто.

Это Сокто, хуварак-третьекурсник. Ему 32 года (на момент съёмки). Имеет два светских высших образования: окончил Забайкальский Педагогический Университет (учитель географии и биологии в школе работал зам директора по научной работе) и Иркутскую Академию Госслужащих. Он один из тех, кто пришел к буддизму в зрелом возрасте, осознанно: «Я до 21 года вообще не думал о религии»-говорит Сокто-«Потом на родине познакомился с ламами. И удивительно, при разговорах у них находились ответы на все мои вопросы. В 2006 году, на освящении статуи Будды в родовом Цугольском дацане впервые возникли мысли о поступлении в дацан, а уже в 2007 году, перед новым годом я приехал на поклонение Хамбо Ламе Итигэлову, желание остаться в дацане меня больше не оставляло, вскоре поступил в Университет. Перед поступлением были искушения, -стали поступать предложения о назначении на высокие должности, например ген. директором завода. Здесь у нас многие проходят через подобные испытания, это называется «Мара». Я был женат, есть двое сыновей. С супругой разошлись из-за произошедших во мне внутренних перемен и разногласий, связанных с отношением к деньгам. Исчезло взаимопонимание. Мальчишек своих очень люблю и стараюсь о них заботиться. После окончания обучения планирую вернуться на родину, в Цугольский дацан, меня там уже ждут, хотя учиться еще долго».

И действительно, окончившие университет студенты не остаются без дела. Кого-то, как Сокто, ждут в «родных» дацанах, кто-то по распоряжению Хамбо-Ламы будет назначен штатным ламой в один из дуганов и станет проводить молебны, ритуалы почитания духов местности, прием мирян по личным вопросам, составлять астрологические прогнозы, готовить снадобья по рецептам тибетской медицины. После получения диплома у лам есть два, несколько противоречивых, карьерных пути: духовного развития или административный. Во -первых можно обзавестись семьей, т.е. остепениться, таким образом показать себя серьезным и ответственным. (Это распространенное заблуждение, что все ламы монахи. Само слово «Лама» означает учитель, наставник.) Семейных священнослужителей чаще назначают на ответственные организаторские должности. Правда, одна из основных добродетелей буддизма - отсутствие каких бы то ни было привязанностей, в том числе и по отношению к близким людям. Это означает, что семья для ламы всегда на вторых ролях. Да и для собственного духовного роста совсем не хватает времени.

Второй путь – обеты. Много обетов. Так гецулма (полумонах) обязан исполнять 36 обетов, таких как постоянный контроль своей речи, мыслей, а так же обет безбрачия, а полный монах гелонг, как шутят сами ламы может позволить себе только дышать и улыбаться. Всю свою жизнь он посвящает духовному развитию, самосовершенствованию, медитациям и ретритам (уединениям). Это очень непростой путь, но монахи в буддийском сообществе очень уважаемы и становятся духовными учителями. Гелонгов не так много. Для того чтобы храмовый комплекс мог именоваться дацаном, то есть монастырем, в нем должно быть минимум 4 полных монаха. Так что в нынешние времена большинство дацанов правильнее называть просто буддийскими общинами. Независимо от статуса миряне уважают всех своих духовных наставников. Без консультации с ламой не обходится ни одно важное событие в жизни, будь то рождение и смерть, свадьба, выбор ВУЗа, покупка дома или поездка в соседний город. Лама даст ценный совет, поможет договориться с божеством, укротит рассвирепевшего духа местности и вызовет дождь. Лама, как хороший психотерапевт, найдет нужные слова чтобы примирить соседей, отвадить от пьянства непутевого родственника, восстановить мир с в семье и покой в душе.

Иволгинский Дацан.
Иволгинский Дацан.
Молебен внутри главного храма Иволгинского Дацана.
Молебен внутри главного храма Иволгинского Дацана.

Студенты изучают священные тексты на тибетском языке.
Студенты изучают священные тексты на тибетском языке.
Во дворе Иволгинского Дацана.
Во дворе Иволгинского Дацана.
Старшекурсники университета на занятиях у учителя из Индии.
Старшекурсники университета на занятиях у учителя из Индии.
Студент чистит алтарь.
Студент чистит алтарь.
Студент набирает воду из водокачки во дворе Иволгинского Дацана.
Студент набирает воду из водокачки во дворе Иволгинского Дацана.

Людям по прежнему требуется поводырь, авторитет, советчик, тот кто выступил бы посредником между ним и Богом и взял на себя часть ответственности за его поступки. Кажется, это главное, чему учат будущих священнослужителей в Университете и основная причина, почему нам нужны лама, пастор и мулла.

Авторы фото и текста Добрый Человек и Анна Тихая.

Спасибо за внимание.