Найти в Дзене
Сергей Тюнин

О ВАЖНОСТИ ИСПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Поговорим о важности исправления двигательных навыков. Неправильно созданные движения мешают, а зачастую оказывают негативное воздействие на опорно-двигательный аппарат человека, принося травмы и даже увечья. Это простое наблюдение, за которым стоит кропотливая работа каждого человека, начинающего и продолжающего своё развитие по направлению армейской боевой системы.

Об исправлении двигательных навыков начал говорить мой Учитель и Наставник – Александр Анатольевич Соловьёв, на регулярно проводимых им международных сборах и практических семинарах. От него я впервые услышал о том, что - «Человек не знает своего тела, как оно работает?». Только выполняя правильные, выверенные движения, тонкие локомоции (согласованные движения), наблюдая за расслаблением мышц, постоянно тренируясь во взаимодействии с другими людьми нужно исправлять двигательные ошибки. Через определённое время можно услышать своё тело, понять, как работает собственный двигательный аппарат, убрать лишнее в движениях, исправить навыки, стать здоровее и увереннее во всех смыслах. С этой важностью столкнулся и Ваш покорный слуга.

Самое интересное, что этим вопросом практически ни в России, ни за рубежом, никто не занимается?! Но, начало положено самостоятельным, эмпирическим методом исследования автором стиля А.А. Соловьёва. Который вот уже на протяжении более 40 лет постоянно совершенствуется, активно занимаясь подготовкой всех желающих. Делает это с большим желанием и отдачей.

Теперь вернёмся к теме и поговорим о важности исправления двигательных навыков и культуре движений. Многие ли из Вас замечали, как мы двигаемся в жизни, что происходит с нами, когда мы меняем положения, преодолеваем силу, тянем или толкаем, падаем или встаём, когда ходим или ускоренно перемещаемся? А как происходят создаваемые движения тела при резком изменении обстановки, в экстремальных условиях, либо в ситуации ближнего боя (ситуации активной самообороны)? Думается, что совсем не много таких людей?

Поверьте, очень хочется ошибаться, но практика долгих занятий и проверенная методика подготовки говорит об обратном. За двадцать лет преподавательского стажа боевой подготовки, я не видел ни одного человека, у которого было бы всё в порядке с опорно-двигательным аппаратом и двигательной моторикой. Не зависимо от пола и возраста, уровня физического развития. Как говорится, «от мала до велика», все страдают. Конечно, как в любом виде деятельности, есть свои исключения из правил. Но, совершенных людей нет. К совершенству надо стремиться. И в этом нам помогает направление – русского воинского искусства, где естественный шаг, пластичнее строевого…

За последние 15 лет моих собственных наблюдений в этой области, из 100% пришедших на занятия армейской боевой системой, - 10% имеют начальные физические данные для продолжения успешного обучения – нормальную физическую готовность, включая лиц активно занимающихся физической культурой и спортом. Остальные 90% - с различными отклонениями от нормы по функциям двигательной моторики, из них 30 % людей, переживают проблемы с существенным нарушением опорно-двигательного аппарата (выявляются разного рода прошлые ранения и травмы конечностей, а также позвоночника, таза, головы). Всё это сказывается, как только человек прикасается к изучению работы своего тела на сверхмедленных скоростях и пытается расслабиться. Конечно, описанные данные в процентном соотношении сейчас весьма приблизительны. Но, они увы не радужные.

И всё почему, спросите Вы?! Потому, что начиная с первых шагов ещё в младенчестве, ни кто не занимается правильными движениями в балансе сил и работе с расслаблением. Родители поставили ребёнка на ноги, он пошёл и славу богу. Потом сам научиться правильно ходить, падать и вставать. До поры, до времени так и происходит. Так как в возрасте детей до двух лет, организм формируется по законам и «обычаям» природы, без постороннего вмешательства. Немного позднее у детей (без явных отклонений от нормы) все движения выстраиваются через расслабление от опоры, без подключения дополнительных мышц, без напряжения и перенапряжения. А дальше хуже, с ростом ребёнка от 4-5 лет, происходит потеря тех природных двигательных функций, отвечающих за выполнение скоординированных действий. В основном это происходит под воздействием современных внешних и внутренних угроз. Чуть позже, с приходом маленького человека в образовательное учреждение, начинает формироваться походка, индивидуальный стиль движений, его психофизиологические установки. И продолжается овладение основными двигательными функциями до момента пубертатного периода (от 12 до 16 лет). Взрослым необходимо наблюдать за детьми и постараться им помочь в преодолении жёстких двигательных барьеров, на всех этапах взросления. В этом смысле существует целая методика для занятий с детьми.

Один из простых примеров (по методике А.А. Соловьёва)практический тест, который никто правильно не может выполнить с первого раза:

Вариант 1. Медленно и спокойно без напряжений сесть на стул, а затем выполнить такой же присед без опоры.

Вариант 2. Освободиться от захвата путём медленного выполнения, по средствам согласованных действий в полном присесте.

Было бы так смешно, если бы не было так грустно!

Каждый, кто проходит подобный тест на начальном этапе, не может долго находиться в положении полного присеста с распределением веса тела равномерно на обеих стопах, либо сразу теряет устойчивость.

И это происходит часто от перенапряжения мышц, блокирования тазобедренных и коленных суставов. Мы не говорим про совершение простейших локомоций: медленно и правильно ходить в одном направлении, (удерживая плоскость) во взаимодействии с другими биомеханическими моделями, выводить противника (партнёра) из равновесного положения, совершать падения за счёт виса и качественного сложения, чтобы не биться телом, выходить в равновесную стойку и делать это всё без дополнительного напряжения. А раз этого нельзя сделать с первого раза, человеку надо корректироваться и каждый день, прописывать движения в медленном исполнении, без изменения состояний и потерей в скорости. Мало того надо постоянно работать под наблюдением опытного инструктора и с помощью партнёра. Отсюда делается вывод; не стоять, не падать безопасно не можем! Надо учиться упорно, долго! Пот, как многим специалистам известно, экономит кровь.

Постоянно развивающаяся стиль, уникальная методика Александра Анатольевича Соловьёва ставит соответствующие цели и задачи в боевой подготовке, начиная с изучения основ прикладного рукопашного боя, а также личной и коллективной безопасности.

Если продолжать говорить про самую наверно сложную науку в рукопашном бою: умение наносить удары, создавая сложно-координационные движения на разных уровнях, здесь вытекает ещё множество двигательных проблем, которые состоят из типично простых движений, с которыми тело не знакомо, либо существуют определённые нарушения физического или психологического свойства.

Вот мы и создаём акцент в тренировочном процессе на особой важности исправления двигательных навыков человека! А постоянная их тренировка ведёт к оздоровлению опорно-двигательного аппарата и организма в целом. А значит, путь к долголетию.

Это первооснова – самая главная задача, можно сказать, суть и уникальность представленной методики. Необходимо всегда следовать по пути постоянного совершенствования умений и собственных двигательных навыков, через максимальное расслабление и постоянное развитие культуры движений, основываясь на Законах природы человека, рационального его существования.

Чего я всем Вам желаю!

Здесь приходиться потеть не меньше, чем занимаясь спортом или фитнесом!

Не теряйте времени, приходите активно заниматься изучением своего тела, собственным оздоровлением и развитием!