Найти в Дзене

Психолог и психиатр: юридическое отличие

Чем отличается психолог от психиатра?

Если психиатр ставит диагнозы о наличии психического расстройства (заболевания), принимает решение о госпитализации, в том числе без согласия гражданина, осуществляет добровольное и недобровольное психиатрическое лечение, то что же делает психолог?

В этом отношении весьма примечательным является Решение Верховного Суда РФ от 3 августа 2011 г. N ГКПИ 11-828 (оставленное без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 1 ноября 2011 г. N КАС11-598).

https://www.zakonrf.info/suddoc/070f98b2e2074d5253dacac4f3075523/
В данном решении ВС РФ весьма недвусмысленно высказался, чем занимается психолог в отличие от психиатра.

И хотя в данном решении высокий суд проверял Инструкцию по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (утвержденную приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. N 333), он по тексту своего решения весьма недвусмысленно высказался, чем в принципе занимается психолог, и чем его сфера деятельности отлична от сферы деятельности психиатра.

Вот важные аргументы из данного решения, которые привел ВС РФ:

— установление диагноза психического заболевания (расстройства) и принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке в соответствии со ст. 10 и ч. 2 ст. 20 Закона РФ № 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" является исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров; в данном Законе речь идет о диагностике психических расстройств и заболеваний, а не психических отклонений;

— между тем недопустимо отождествлять понятия "психическое расстройство" и "психическое отклонение";

— при психических расстройствах оказывается психиатрическая помощь, включающая в себя обследование психического здоровья граждан, диагностику психических расстройств, лечение, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами;

— тогда как понятие "психическое отклонение" используют специалисты-психологи, которые не являются медицинскими специалистами, и оказывают гражданам не психиатрическую, а психологическую помощь, и руководствуются в своей деятельности иными правовыми актами, чем врачи-психиатры;

— к числу основных задач психологов относится коррекция поведения и коррекция психических отклонений;

наличие психических отклонений ... проявляется в том, что гражданин (в данном случае ВС РФ вел речь об осужденных) вопреки правилам социального поведения может причинить существенный вред своему здоровью и проявить агрессию к окружающим.

Таким образом, ВС РФ высказался об отличиях предмета деятельности психологов и психиатров.

Возможно, кому-то эти разъяснения ВС РФ кажутся вполне убедительными.
Лично у меня они порождают больше вопросов.

В чем же все-таки отличие психических расстройств и психических отклонений? Как можно безошибочно понять, когда у человека «просто» психическое отклонение, а когда «уже» расстройство?

Вопрос не теоретический. Если у человека «лишь» психическое отклонение, по Закону о психиатрической помощи его нельзя недобровольно госпитализировать. И психиатрический диагноз ему установить также нельзя. Поскольку такой человек со своим «отклонением» вроде как «собственность» психолога, а не психиатра.

Но кто это должен решать в каждом конкретном случае, что именно у человека?

Сам гражданин должен поразмышлять над собой? Ну, если мы говорим о добровольном обращении к психиатру или к психологу, наверное, его размышления еще сколько-ко уместны.

Но если мы говорим о различных недобровольных мерах, когда те или иные вопросы решают судьи, сотрудники полиции или органов опеки, как они должны определить, у гражданина психическое расстройство или психическое отклонение?

Много ли вы видите разницы между этими понятиями? По-моему, это больше похоже на игру слов. Во всяком случае, представляется, что грань между ними очень тонкая и размытая. И от «психического отклонения» до «психического расстройства» всего лишь один шаг, если он вообще существует.

Более того, ВС РФ указал, что наличие психических отклонений проявляется в том, что гражданин [осужденный] «вопреки правилам социального поведения может причинить существенный вред своему здоровью и проявить агрессию к окружающим». Но разве это не признак ОПАСНОСТИ человека? Но если так, то вообще-то непосредственная опасность человека для самого себя и для окружающих согласно п. «а» ч. 4 ст. 23 и п. «а» ст. 29 Закона о психиатрической помощи является основанием для недобровольного освидетельствования и недобровольной госпитализации. Что уже по определению является предметом деятельности психиатра, а не психолога.

Так кто же в таком случае занимается людьми, которые могут причинить вред себе и проявить агрессию к окружающим? Психологи, которые должны корректировать поведение и психическое отклонение у такого лица? Или психиатры, которые должны поставить диагноз и инициировать процедуру психиатрического освидетельствования или госпитализации по мотиву его непосредственной опасности?

Наверное, вы теперь еще больше понимаете, что тут, как говорится, «без поллитры не разберешься».

А, точнее, понятно, что этими понятиями можно очень легко манипулировать.

Много ли у вас будет счастья, если вам скажут, что у вас пока нет психического расстройства, но есть некоторые признаки психического отклонения?

Мораль же такова. Посещение психолога, хотя вроде бы и не ведет к постановке диагноза психического расстройства (заболевания), но поскольку он согласно решению Верховного Суда РФ занимается установлением психических отклонений и корректирует поведение лиц, в том числе могущих причинить вред, мало чем, на мой взгляд, отличается от посещения врача-психиатра.

На основании записей, которые вел психолог, анкет (тестов), которые вы у него заполняли, и других документов, вначале у гражданина может быть выявлено психическое отклонение, а потом его очень легко при желании «преобразовать» и в психиатрический диагноз. Со всеми вытекающими последствиями.

Дальнейшие выводы можете сделать уже сами...