Найти тему

Руководство в динамичном мире: первокурсница «Управления изменениями» поделилась впечатлениями от учёбы

Решение глобальных проблем требует коллективных усилий и специальной подготовки. Современные управленцы должны быть гибкими, уметь принимать стратегические решения в условиях неопределённости и обеспечивать международное сотрудничество. Бакалаврская программа «Управление изменениями» сочетает в себе все элементы, которые подготовят управленцев к реальным вызовам. Студентка первого курса Анастасия Владимирова рассказала, почему она выбрала эту программу и как проходит обучение управленцев изменениями.

Первый курс подходит к концу. Каковы ваши общие впечатления?

Обучение проходит очень комфортно. Я целенаправленно шла получать высшее образование, поэтому не было каких-то серьёзных потрясений. При выборе программы я полагалась исключительно на сайт Института общественных наук. Изучив его, я поняла, что «Управление изменениями» интересно мне больше всего, ведь эта программа обещает разнообразие. В итоге ожидания совпали с реальностью, я получила именно то, что хотела.

В ИОН есть ещё восемь программ по направлению «Менеджмент», почему вас привлекло именно «Управлении изменениями»?

Я с раннего возраста начала работать, попробовала себя в разных сферах и поняла, что мне нравится собирать людей вокруг себя, направлять их, структурировать их деятельность. Именно поэтому выбор пал на управление. Почему всё-таки «Управление изменениями»? Основная причина — отсутствие узкой специализации. В прошлом году я поступала на другое направление — экономику и финансы, но не прошла по баллам. За год я многое переосмыслила и теперь даже рада, что обстоятельства сложились именно так. Я поняла, что нет какой-то одной сферы, в которой я бы хотела развиваться, а программа «Управление изменениями» достаточно разносторонняя, чтобы закрыть все мои запросы.

Первый курс — вводный, на нём вы познакомились как с общеобразовательными, так и с некоторыми профильными дисциплинами. Какие из них вам запомнились больше всего?

Общеобразовательные предметы не вызвали каких-то ярких впечатлений, хотя они тоже важны. Та же история, когда ты её проходишь в школе, ощущается растянуто, а в институте этот курс более сжатый. Он помогает разложить известные факты «по полочкам», это и интересно, и полезно. Если говорить о специализированных дисциплинах, например, «Общем менеджменте» или «Глобальных институтах», то это совершенно новый опыт. В школьной программе таких предметов не было, поэтому появилось приятное ожидание: какие ещё дисциплины мы будем изучать? Во многом именно отличие от школьных подходов и стандартов разжигает интерес: в проектах мы используем разнообразные источники, остаёмся свободны в действиях и идеях — это здорово.

Форматы занятий в вузе также отличаются от школьных. Есть ли на вашем курсе дисциплины, которые проходят необычно и интерактивно?

У нас есть курс «Лидеры трансформации», в рамках которого к нам приглашают спикеров. Это наши потенциальные работодатели, люди, которые в своей сфере чего-то уже добились. Такие встречи не похожи на занятия в обычном понимании, это, скорее, обмен опытом: спикеры открыты к вопросам по любой теме. Например, недавно у нас был вице-президент по взаимодействию с органами власти и управления ГМК «Норильский никель» Пристансков Дмитрий Владимирович, также приглашали ведущего психолога «Норильского никеля». Ведущий коуч в крупной компании — это человек, который помогает сделать коллектив наиболее продуктивным, и пообщаться с ним было крайне полезно: нам рассказали и о психологическом аспекте этой работы, и о том, как понимание психологии помогает управленцам создавать эффективные команды. «Психология в управлении» — ещё один потрясающий курс, который тоже не вписывается в привычное для меня понимание образовательного формата. Было очень много обсуждений, разборов кейсов. Иногда нам приводили примеры из практики, а иногда мы сами становились участниками какой-то ситуации, погружаясь в неё, и проводили психологические эксперименты. Например, на первом занятии мы сели в круг и вместе выполняли разные психологические упражнения. Некоторые из них были нацелены на раскрепощение: нужно было поднять руки, резко опустить, начать улыбаться. Потом мы взаимодействовали с друг другом: подходили и делали комплименты, заостряли на чём-то внимание. Эти упражнения напоминают, как важно не замыкаться в себе и обращать внимание на то, что происходит вокруг.

Помимо приглашённых спикеров есть и постоянный состав преподавателей. Как складывается взаимодействие с ними?

Наши преподаватели очень интересные люди, большая часть состава —  практикующие специалисты с актуальным опытом работы. Например, Сивков Дмитрий Юрьевич, наш преподаватель социологии, умеет необычно преподносить любую информацию. Сначала нам казалось, что многие темы не связаны напрямую с менеджментом, но потом стало ясно, насколько всеобъемлюща социология. Дмитрий Сивков довольно требовательный преподаватель, но его занятия были очень интересными. Лунёва Ольга Викторовна, наш преподаватель по психологии, тоже имеет необычный подход к преподаванию. Её пары запомнились приятной атмосферой: было очень спокойно и комфортно работать, а в таких условиях и информация усваивается хорошо. На самом деле сложно выделять каких-то преподавателей — все хороши по-своему. Кроме того, хочется сказать, что у нас на программе преподают международные специалисты, которые владеют английским языком и многие учебные материалы дают именно на нём. Трудностей это не вызывает, ведь мы были к этому готовы: английский язык пригодится нам в будущей работе.

Сегодня есть много возможностей для перевода любых документов и исследований, но на вашем направлении отдаётся предпочтение англоязычным источникам. С чем вы это связываете?

Дело в том, что переводы иногда искажают терминологию или вовсе не передают суть. Истоки менеджмента берут начало в англоязычной среде, поэтому лучше использовать тексты на языке оригинала. Также некоторые преподаватели сами учились по англоязычным источникам, и им привычнее оперировать оригинальными понятиями.

Помогают ли вам адаптироваться к работе с материалами на английском языке, например, в рамках занятий по английскому языку?

У нас достаточно большое количество часов английского, да и мы сами осознаём необходимость иметь хороший уровень языка. Наши пары не фокусируются на базовой грамматике и лексике. Преподавательница в начале курса спросила, во что мы хотели бы углубиться, и мы выбрали профессиональный английский в сфере управления. Мы занимаемся по специализированным учебникам, где представлена соответствующая терминология и тексты о компаниях, работодателях, экономике, составлении резюме и так далее. Безусловно, учебник включает в себя и грамматические материалы, и аудирование, и case-study, поэтому общий уровень английского тоже совершенствуется.

Помимо английского на вашей программе изучается второй иностранный язык. Интересно узнать, как происходит выбор языка и его изучение?

У нашей группы был выбор из двух языков — испанского и немецкого. В нашей группе все, кроме одного человека, пошли на испанский, а оставшийся студент присоединился к группе наших коллег со смежной программы, которые изучают немецкий. Нас никто не заставляет присоединяться к большинству и изучать язык, который не нравится. Занятия проходят в традиционном формате, но этого вполне достаточно: материал преподносят доступно, преподаватели умеют заинтересовать студентов. Иногда нам предлагают выполнить какое-нибудь необычное задание по теме урока, также есть много разговорной практики. Уже сейчас мы вышли на уровень, которого хватит, чтобы комфортно вести диалог по пройденным темам, среди них внешность, продукты питания, расположение предметов, описание стран и так далее. Базовая лексика, навыки чтения, говорения и письма у нас уже есть, и всё это на уровне А1. Что-то преподаватель объясняет на русском, но старается чаще использовать испанский язык, чтобы погружать нас в среду.

Ещё одна особенность программы — это пять треков, связанных с целями в области устойчивого развития ООН. Как вам кажется, важно ли опираться на эти цели специалистам вашей сферы?

Думаю, это важно, потому что эти цели были разработаны относительно недавно, они хорошо отражают мировые проблемы, которые требуют решения. Наши коллеги со старших курсов говорили, что все треки очень необычные, актуальные, даже сложно выделить какой-то один. Не могу сказать, какой из треков лично мне кажется наиболее интересным: я стараюсь максимально «впитывать» все знания, которые мне дают.

Помимо жёстких навыков, которые студенты получают на занятиях, для современного управленца важны и мягкие навыки: общение и сотрудничество. Насколько развито взаимодействие студентов разных курсов на вашей программе?

У нас очень маленькие камерные коллективы, в группе всего девять человек. Все очень ответственные, многие целенаправленно шли на это направление, зная, чего они хотят от учёбы. Поддержка одногруппников и их серьёзное отношение к образованию вдохновляет, хочется постоянно развиваться и расти как профессионал. Возможность общаться со старшими курсами тоже есть. Наша группа познакомилась со старшекурсниками благодаря клубу
Студенческие экологические инициативы. Глава этого клуба — третьекурсница нашего направления Ева Назарова, поэтому мы легко перезнакомились, с другими студентами мы пересекаемся внутри института. В любом случае контакт с людьми с разных курсов у нас есть. Это важно, поскольку некомфортно быть в состоянии неведения, а такое общение позволяет узнать немного больше о том, что нас ждёт на программе.

Совсем недавно вы сами стояли перед выбором программы, а теперь имеете собственный опыт поступления и учёбы. Что бы вы пожелали студентам, которые сейчас стоят на распутье?

Прежде всего, наверное, слушать себя. Возможно, не стоит задумываться, кем я буду через десять лет, потому что сложно в 18 лет понять, чего ты хочешь от этой жизни. Подумайте, что вы хотите узнавать в течение ближайших четырёх лет, и если поймете, что вам действительно интересно, — попробуйте. А если вам небезразлично будущее нашей страны и планеты, поступайте на «Управление изменениями» — будем единомышленниками и отличными специалистами!

Программа «Управление изменениями» направлена на подготовку высококвалифицированных управленцев, обладающих междисциплинарными знаниями и практическими навыками в области глобальных вызовов современного мира, а также способных принимать решения в критических ситуациях и нести ответственность за них. Подать документы на программу можно в личном кабинете на сайте Президентской академии или очно по адресу: пр-т. Вернадского, 82-84 (м. Юго-Западная).