Сегодня в лагере встречали високосный,
А мне четыре високосных впереди.
И хоть сбежать отсюда, маменька, непросто,
Я всё равно сбегу, когда пойдут дожди.
В. Токарев
15 августа 1973 года, в день моего двухлетия, я совершил побег из детского сада.
Мероприятие было тщательно спланировано. В тихий час я набрался сил, дождался полдника, подкрепился, и пользуясь предвечерней рассеянностью воспитателей, приступил к реализации плана.
Нас вывели на прогулку. Калитка, открывающая путь к свободе, была совсем рядом, но меня окружали другие дети, а воспитательница методично сканировала подконтрольную территорию. Требовалась импровизация.
Маленькое пластиковое ведёрко помогло отвлечь внимание моих товарищей. Я показал, какие башни из песка можно возводить с помощью этого приспособления. Дети оживились и приступили к строительству. Умилённая воспитательница любовалась творчеством своих подопечных, а я кустами пробирался к калитке.
Выжидая момент для финального броска, я заметил заведующую, следившую за нашей прогулкой из окна второго этажа. Притворившись маленьким щеночком, я встал на четвереньки и засеменил в сторону калитки. Кажется не заметила.
Выход с территории детского сада был открыт, и план «Б» остался в резерве. Миновав калитку, я оказался на свободе. Теплый летний воздух пьянил и множил радость от успешной операции. Сорвав несколько лопухов, я наскоро почистил коленки и ладошки от последствий маскировки.
Мой дом находился на востоке от детского сада, а солнце уже клонилось к западу. Исходные данные указывали, что двигаться надо в направлении тени, с небольшой корректировкой вправо, учитывая географическую широту. Судьба благоволила, день был солнечный, и мне не пришлось ориентироваться по мху и кольцам на пеньках.
Некоторое время спустя, я стоял перед дверью своей квартиры.
Тем временем, в детском саду обнаружили пропажу и подняли тревогу. В воздухе витал аромат валерьянки. Воспитательница тихо всхлипывала, проклиная день, когда она выбрала профессию. Опытные нянечки держались, но были сильно озадачены. Случай был беспрецедентный.
Я понятия не имел, какой переполох вызвал мой дерзкий поступок. Я двигался к цели.
Учитывая небольшой рост и малую массу, я не стал тратить время на стук в дверь и сразу перешёл к вызову диспетчера:
- мама, мама, я дома, приём...
После третьего вызова, за дверью послышались шаги, щёлкнул замок и на пороге появилась мама.
Вместо ожидаемой радости, я видел удивление переходящее в ужас. На всякий случай я осмотрел своё снаряжение: сандалии, шорты и рубашка были на месте, правильно одеты, застёгнуты и не содержали атрибутов уличной активности. Мысленно я разбирал ситуацию и пытался понять свои ошибки. Может зря почистил коленки? Что-то было не так.
С кухни тянулся приятный запах. Праздничный ужин для путешественника, подумал я. Но приглашение к столу почему-то откладывалось. Вместо этого, я видел быстрые перемещения и стремительную экипировку мамы. Неужели приключения продолжаются?
По готовности, я был перемещён в походное положение «на плечо», и наш тандем энергично выскочил на улицу. Меня терзали смутные сомнения.
Через несколько метров спринта, я осознал всю трагедию ситуации: мы двигались в сторону детского сада. Было очень обидно. Мне дали подержать кубок победителя, и тут же его отняли. Я был удивлён и раздосадован на столько, что забыл включить режим слёз и соплей, положенных в данной ситуации. Подпрыгивая на мамином плече, я с грустью провожал тающий вдали дом.
Зловещая калитка приближалась.
Обратный путь мы преодолели очень быстро. У входа нас встречали люди с недобрыми лицами. Сейчас нас будут бить, предположил я.
На территории детского сада, я вернулся из походного положения на землю и наблюдал за диалогом взрослых. Почему? ... как? ... зачем? ... калитка ... и прочие слова мелькали в разговоре, но мне было всё равно. Взвесив все «за» и «против», я решил, что свою вторую годовщину в этом странном мире я отметил достойно.
За побег мне накинули пять лет, и до августа 1978-го я отбывал срок под тотальным контролем, без единого шанса на успех.
Александр Свалов, 15.01.2023